ВОСХОЖДЕНИЕ НА СИДНЕЙСКИЙ МОСТ ХАРБОР-БРИДЖ ЯВЛЯЕТСЯ ПОПУЛЯРНЫМ ТУРИСТИЧЕСКИМ РАЗВЛЕЧЕНИЕМ В АВСТРАЛИИ
Я стою на стальном тротуаре в 440 футах над гаванью Сиднея, когда в наушниках раздается голос гида — он советует посмотреть направо и полюбоваться одним из самых потрясающих пейзажей в мире.
Вид: знакомая крыша-раскладушка
Сиднейского оперного театра, паромы, пересекающие сверкающую воду. Подо мной машины и поезда с грохотом проезжают по сиднейскому
мосту
Харбор-Бридж, самому высокому в мире пролету из стальных арок. Но здесь, наверху, когда опускаются сумерки и моя голова
почти витает в облаках, мне кажется, что я парю над игрушечным городом.
Теперь я понимаю, почему восхождение на мост
Харбор-
Бридж в
Сиднее считается одним из самых популярных в
Австралии. С тех пор как первый посетитель ступил на его стальные балки 25 лет назад,
1 октября 1998 года, здесь побывало более четырех миллионов альпинистов, включая
Мишель и
Барака Обаму. Восхождение на мост не просто сделало его мгновенно узнаваемой достопримечательностью, но и лакомым кусочком
для любого путешественника. А еще повлияло на туризм
во всем мире.
Альпинисты с готовностью платят
более 200 долларов (США) за привилегию стоять над проезжей частью практически в любую погоду и любоваться невероятным видом с «
вешалки» - так местные жители прозвали мост еще до его официального открытия в 1932 году.
Но мало кто из туристов задумывается о новизне всего этого: о том, как
Австралия превратила элемент инфраструктуры — пригородный мост — в глобальную
туристическую достопримечательность, которая вдохновила на создание аналогичных мостов по всему миру, от
Новой Зеландии и Японии до Португалии и Западной Вирджинии.
РИСКНЕМ ПОДНЯТЬСЯ НАД ЗЕМЛЕЙ
Каким бы захватывающим это ни выглядело со стороны, подъем на сиднейский мост
на удивление прост, причем для всех - от восьмилетнего ребенка до 100-летнего старика. Здесь, под облаками, было сделано бессчетное количество
предложений руки и сердца и сыграно
более 30 свадеб. В периоды пиковых нагрузок гид ведет небольшие группы на пролетное строение моста
каждые пять минут. Туристы поднимаются по лестницам и следуют по мосткам, предназначенным
для обслуживающего персонала. Они должны быть пристегнуты ремнями безопасности и страховочными тросами в течение
всего путешествия.
Альпинисты с готовностью платят более 200 долларов (США) за привилегию стоять над проезжей частью практически в любую погоду и любоваться невероятным видом с «вешалки» - так местные жители прозвали мост еще до его официального открытия в 1932 году.
Возможно, даже более захватывающим, чем само восхождение, было
приключение по созданию этого экстремального аттракциона. В 1989 году
Полу Кейву, президенту компании по производству черепицы, выпал редкий шанс подняться на мост во время
международной бизнес-конференции, проходившей в
Сиднее. Он увидел восторг в глазах своих коллег и мгновенно осознал туристический потенциал
Харбор-
Бридж.
«Их реакция… они были просто потрясены, - рассказал он
Университету Нового Южного Уэльса в видео 2012 года о бизнес-лидерстве. -
Я подумал, что просто обязан поделиться этим со всем миром».
До этого момента восхождение на мост было в основном занятием для
экстремалов, которые забирались на него в ночи, говорит
Барри Ньюлинг, чиновник правительственного агентства штата, которое владеет мостом и обслуживает его. Он признается, что сам однажды
перепрыгнул через шлагбаум и улизнул через гавань, когда был студентом университета в 1970-х годах.
«На мосту не было охраны», - говорит он.
Но потребовалось
почти десятилетие, чтобы превратить подъем на мост в бизнес. Когда
Кейв запросил разрешение правительства, он получил разочаровывающий ответ: письмо, в котором было перечислено
64 причины, объясняющих, почему восхождение на мост
не является безопасным занятием.
Ничуть не смутившись, он методично начал рассматривать
каждое возражение. Например, правительство было обеспокоено тем, что альпинисты будут
отвлекать водителей. Ответ
Кейва: оденьте каждого посетителя в сине-серый комбинезон, который
сливается с мостом.
Еще одна проблема заключалась в том, что клиенты могли
уронить что-нибудь на проезжую часть.
«Мы не хотим, чтобы что-то падало, - говорит Ньюлинг, который подписывал контракт, официально разрешающий восхождение на мост.
- У вас не должно быть свободной одежды, фотоаппаратов, солнцезащитных очков. Представьте, что камера падает с высоты и разбивает ветровое стекло. Это будет катастрофой».
В ответ
Кейв обязал всех клиентов проходить через
металлодетекторы.
Возможно, даже более захватывающим, чем само восхождение, было приключение по созданию этого экстремального аттракциона. В 1989 году Полу Кейву, президенту компании по производству черепицы, выпал редкий шанс подняться на мост во время международной бизнес-конференции, проходившей в Сиднее. Он увидел восторг в глазах своих коллег и мгновенно осознал туристический потенциал Харбор-Бридж.
Затем появился страх перед
пьяными альпинистами. Ответ: обязательные проверки
на алкотестере. Кроме того, экстремалов обеспечили
шлемами, налобными
фонарями, перчатками, дождевиками и даже носовыми платками, которые
пристегиваются к костюму, снижая вероятность падения на проезжую часть.
Наконец после более чем девятилетнего планирования
Кейв и его инвесторы добились разрешения превратить мост
Харбор-Бридж в туристическое приключение, и в октябре 1998 года он принял своего первого гостя.
ОСТРЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ОТ ГОРОДСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Этот опыт понравился новому поколению туристов,
ищущих острых ощущений.
«Люди хотели большего, чем просто увидеть достопримечательности. Они хотели делать то, что, по крайней мере, на первый взгляд, выглядит немного пугающе, - говорит
Дэвид Бейрман, адъюнкт - научный сотрудник Технологического университета Сиднея, где он преподает маркетинг туризма. -
Подъем по мосту поставил много галочек в туристическом чек-листе».
Но потребовалось почти десятилетие, чтобы превратить подъем на мост в бизнес. Когда Кейв запросил разрешение правительства, он получил разочаровывающий ответ: письмо, в котором было перечислено 64 причины, объясняющих, почему восхождение на мост не является безопасным занятием.
Восхождение на мост стало дорогой к появлению и развитию
новых городских достопримечательностей, таких как смотровые площадки со стеклянным полом и подъем на крыши небоскребов.
«В некотором смысле восхождение было действительно разновидностью экстремального туризма. Оно немного опередило свое время», - говорит Ньюлинг.
Когда в 2018 году был продлен контракт на подъем по мосту, официальные лица в конечном итоге передали право на организацию экстремальных экскурсий по
Харбор-
Бриджу другой компании, а не
Кейву. Ассортимент услуг расширился — теперь можно пойти на экскурсию
по истории аборигенов Австралии, которую на мосту проводит гид из числа коренных народов. Он показывает
древние достопримечательности и рассказывает о доколониальной истории Сиднея.
За десятилетия, прошедшие с момента первого восхождения, пригородный мост превратился
«из открытки в глобальный список желаний», - говорит Кейв.
«Для нас было честью сделать мост точкой притяжения», - добавляет он.
ГДЕ ПОДНЯТЬСЯ НА МОСТ
С тех пор как в 1998 году туристы впервые поднялись на мост
Харбор-Бридж в Сиднее, во многих других местах начали предлагать аналогичные услуги. Вот несколько:
Story Bridge Adventure Climb, Брисбен, Австралия
Посетители поднимаются на 262-футовую площадку над рекой Брисбен, откуда открывается вид на город, горы и острова.
Восхождение на мост Матагаруп, Перт, Австралия
Клиенты могут не только подняться по подвесному пешеходному мосту через реку Суон, но и спуститься по нему на зиплайне.
Экскурсия по мосту Акаши Кайке, Кобе, Япония
Посетители проходят по подиуму под одним из самых длинных подвесных пролетов в мире, а затем поднимаются на лифте на вершину башни моста высотой 948 футов.
Восхождение на мост в Окленде, Новая Зеландия
Помимо восхождения на мост, любители острых ощущений могут совершить прыжок на тарзанке над гаванью Окленда.
Подъем на мост Порту, Португалия
Экскурсия проходит по бетонной арке моста Аррабида, возвышающейся более чем на 200 футов над рекой Порту.
Прогулка по мосту, национальный парк Нью-Ривер-Гордж, Западная Вирджиния
Пешеходная дорожка под мостом Нью-Ривер-Ущелье проходит на головокружительной высоте 876 футов над водой.
Ларри Блайберг, National Geographic
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения kumakamu , Rivan Fatkhur Rohman, Rodney Haywood