Танзанийская целина

АФРИКАНСКАЯ СТРАНА ИМЕЕТ ВСЕ ШАНСЫ СТАТЬ МИРОВЫМ ЭКСПОРТЕРОМ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Компас современной Танзании – прагматизм, предполагающий равноудалённость от идеологий во имя взаимовыгодного сотрудничества. Эту концепцию замечательно передаёт суахилийская поговорка: biashara haigomvi – кто хочет делать бизнес, тот ни с кем не ссорится. В новом тысячелетии в поисках необходимого финансирования Додома очень быстро определилась со своей внешнеполитической линией: сотрудничать со всеми ради выгоды, не отрекаясь ни от кого.

Президент Танзании Самия Сулуху Хассан, или Мама Самия, как её зовут в народе, являясь поборницей гибких методов экономической дипломатии, сделала ставку на расширение ниши страны в мировом разделении труда. Отныне туристическая Мекка, знаменитая своими пляжами и горой Килиманджаро, должна привлекать ещё и иностранных инвесторов в самых разных сферах.

Танз-1_ст+++.jpg

Надо признать, что инвестиционный потенциал Объединённой Республики Танзании – не просто реклама. Несмотря на высокий уровень бедности, за последние десять лет Танзания по темпам экономического роста опережала многие африканские страны. ВВП (по ППС) на душу населения страны составил 3050 долларов США – по сравнению с 2020 долларами десять лет тому назад. Население растёт средними темпами около 3,2 процента в год: согласно переписи 2022 года, танзанийцев уже 61,7 миллиона (пятое место в Африке), что означает ёмкий потребительский рынок и большое количество доступной рабочей силы.

Социальную ткань в Танзании во многом формирует суахилийская этика. Суахилийская цивилизация возникла и развивалась на восточноафриканском побережье в первую очередь как коммерческая, на стыке местной бантусской и арабо-мусульманской, индийской, персидской культур. Суахили использовался как язык-макропосредник (lingua franca) для общения с колонизаторами на территории всей Восточной Африки. Сегодня это трансграничный инструмент коммуникации - в первую очередь в сфере бизнеса - для значительной части восточноафриканского региона. Даже эксперименты в стиле уджамааафриканского социализма при первом президенте Джулиусе Ньерере – не смогли сломать культурные коды местной экономики, которые поощряют предпринимательскую активность, накопление и вложение капитала, расширение географии связей.

Несмотря на высокий уровень бедности, за последние десять лет Танзания по темпам экономического роста опережала многие африканские страны. ВВП (по ППС) на душу населения страны составил 3050 долларов США – по сравнению с 2020 долларами десять лет тому назад.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ДРАЙВЕР РОСТА

Опора танзанийской экономики – сельское хозяйство, на него приходится 27–28 процентов ВВП и 24 процента всех экспортных доходов. Развивать этот сектор позволяет колоссальное разнообразие климатических зон и почв. Около 27 процентов сельскохозяйственного ВВП составляет животноводство, более 55 процентов приходится на растениеводство. Танзания занимает второе место в рейтинге африканских стран с самым крупным поголовьем скота, уступая лишь Эфиопии, и самостоятельно покрывает свои потребности в производстве ряда стратегических для региона продуктов питания (кукуруза, рис, маниок, бобовые, батат).

На протяжении более 150 лет крупным источником валютных поступлений остаётся гвоздика. В колониальную эпоху остров Занзибар удерживал монополию на продажу этой специи, хотя с 1980-х годов её производство последовательно снижается в силу мировой ценовой конъюнктуры и климатических изменений.

Танзания занимает солидную позицию в региональной торговле зерновыми и бобовыми культурами, экспортируя значительные их объёмы в соседние страны: Кению, Малави, Замбию, Уганду, Руанду, Бурунди и Демократическую Республику Конго. Более того, она находится в топе среди стран Африки по общему объёму рыболовства: около 350–400 тысяч тонн улова в год, причём основная часть приходится на внутренние водоёмы. Сектор обеспечивает более 4 миллионов рабочих мест и вносит около 1,4 процента ВВП.

Флагманский проект нынешней администрации – Банк сельскохозяйственного развития (Tanzania Agricultural Development Bank, TADB). Он создан по инициативе группы Африканского банка развития, с изначальной капитализацией 93,51 миллиона долларов. Основная миссия банка – способствовать модернизации сектора при помощи выдачи фермерам кредитов разного срока действия. Если стратегия окажется удачной, то, по оценкам аналитиков, Танзания имеет все шансы в среднесрочной перспективе выйти на полную самообеспеченность продукцией АПК и более того – стать нетто-экспортёром продовольствия.

Танзания занимает солидную позицию в региональной торговле зерновыми и бобовыми культурами, экспортируя значительные их объёмы в соседние страны: Кению, Малави, Замбию, Уганду, Руанду, Бурунди и Демократическую Республику Конго.


НОВАЯ ПОЧВА РОССИЙСКО-АФРИКАНСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Сотрудничество России с большей частью африканских стран до недавнего времени находилось в замершем состоянии. Это касалось и Танзании, не относившейся к числу приоритетных точек на континенте. К 2021 году Танзания занимала лишь 109-е место среди российских внешнеторговых партнёров.

Для молодого поколения, плохо знакомого с ролью СССР в поддержке национально-освободительных движений в Африке, Россия была известна больше благодаря деятельности Российского центра науки и культуры в Дар-эс-Саламе.

Оживить взаимодействие в сфере агропромышленного комплекса (АПК) удалось на втором саммите «Россия – Африка», состоявшемся в июле 2023 года в Санкт-Петербурге. Как показывает логика развития российско-африканских отношений, амплуа провайдера продовольственной безопасности – одно из наиболее востребованных для России на континенте. В качестве главных направлений этого трека сотрудничества можно выделить минимизацию последствий форс-мажорных обстоятельств и глобальных кризисов, влияющих на сельскохозяйственный сектор; страхование рецидивирующих рисков, включающих малопрогнозируемые погодно-климатические изменения; а также участие в преодолении фундаментальных системных дефектов, которые мешают Африке в полной мере раскрыть потенциал своего АПК.

Основной инструментарий здесь так или иначе связан с формированием целостности африканских рынков, где в роли соединительной ткани могут выступать новые агропромышленные предприятия, в том числе в индустриальных парках и кластерах, инвестиции в инфраструктуру, эффективные схемы кредитования, долгосрочные контракты на поставки зерна, селекция и развитие местных сельхозкультур.

России, в свою очередь, африканский спрос позволяет сбрасывать накопившиеся излишки продовольствия и даёт приращение к имиджевому капиталу – особенно в странах Глобального Юга, а в долгосрочной перспективе – вполне конкретную экономическую выгоду от наращивания торгово-инвестиционного взаимодействия. Большой потенциал существует и для российских технологий, так как в силу отсутствия на континенте крупных инновационных производств новые ниши могут найти даже небольшие российские компании: реализация их товаров и услуг, как правило, не требует сложных логистических схем. Африка заинтересована в интеграции информационных систем для облегчения доступа на рынок мелких фермеров и производителей, коих на континенте большинство, в разработке систем раннего предупреждения при помощи беспилотных, космических и иных инноваций, в технологиях для ветеринарной медицины, а также в создании общеконтинентальных систем хранения и обработки данных для мобильного скотоводства.

Оживить взаимодействие в сфере агропромышленного комплекса (АПК) удалось на втором саммите «Россия – Африка», состоявшемся в июле 2023 года в Санкт-Петербурге. Как показывает логика развития российско-африканских отношений, амплуа провайдера продовольственной безопасности – одно из наиболее востребованных для России на континенте.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

В этом контексте заинтересованность Танзании в российских решениях, которые могут составить достойную конкуренцию западным и китайским аналогам с точки зрения соотношения цены и качества, вполне понятна. На саммите «Россия – Африка» в 2023 году страну представляли премьер-министр Кассим Маджалива, виртуозный мастер торговых сделок с международными партнёрами, и сопровождавшие его девятнадцать танзанийских бизнесменов. Премьер заявил российской стороне о планах по развитию танзанийской экономики, в том числе в сфере сельского хозяйства. Следует отдать должное личной инициативе посла России в Танзании Андрея Аветисяна и его танзанийского коллеги Фредерика Кибуты, а также президента Общества дружбы с Танзанией Юрия Коробова.

Официальная позиция Додомы стала частью мер укрепления доверия между представителями деловых кругов, способствуя их контактам тет-а-тет при консультационной поддержке государства. Так, накануне саммита, 25 июля 2023 года, в Пушкине прошла международная конференция в формате круглого стола с предпринимателями из Танзании. В мероприятии приняли участие представители ассоциаций фермерских кооперативов, сельскохозяйственных отраслей, союзов фермеров, в том числе Тверской области. Характерно, что зачастую подобные контакты осуществляются напрямую через доверенных лиц и посредников, минуя специализированные институты и организации поддержки экспортной деятельности в России.

Сегодня в продовольственной сфере просматривается три основных вектора российско-танзанийского сотрудничества.

Первое направление – поставки продукции российского нефтехима.

Одна из главных проблем танзанийской экономики – низкая производительность земледелия. Частично её можно компенсировать восполнением нехватки удобрений, потребление которых, согласно экспертным подсчётам, должно достичь 800 тысяч тонн к 2025 году. В 2023 году под патронажем президента Хассан была официально запущена программа субсидирования важнейших удобрений для фермеров (DAP, UREA, CAN, SA и MOP). Этот сигнал был правильно воспринят российскими экспортёрами. Уже в феврале 2024 года состоялся виртуальный круглый стол, организованный российским посольством в Танзании с участием представителей Управления по удобрениям Танзании (TFRA), компании Tanzania Fertiliser Company Limited, частных коммерсантов. Российскую сторону представляли лидеры индустрии, включая «Еврохим», «Уралхим», химический холдинг «ФосАгро» и КАО «Азот».

Второе направление – торговля.

В структуре танзанийского импорта продукции АПК главная позиция в стоимостном выражении – пшеница (годовая потребность - 1000 тонн, из которых 90 процентов покрывается за счет импорта.

Наиболее востребованы подтипы 1 и 2). За ней следуют свекловичный и тростниковый сахар, а также пальмовое масло: в африканской кулинарной традиции готовить принято именно на нём. Потенциал поставок продукции АПК из России в Танзанию оценивается на уровне 300 миллионов долларов, перспективными позициями являются зерновые, продукция масложировой отрасли, дрожжи и солод. В свою очередь, Танзания заинтересована в наращивании объёмов по тем статьям экспорта, где она чувствует себя максимально уверенно: орехи кешью, кофе, чай, хлопок, табак, сизаль, специи, масличные культуры и даже декоративные тропические растения, например, адениумы.

Официальная позиция Додомы стала частью мер укрепления доверия между представителями деловых кругов, способствуя их контактам тет-а-тет при консультационной поддержке государства. Так, накануне саммита, 25 июля 2023 года, в Пушкине прошла международная конференция в формате круглого стола с предпринимателями из Танзании. 

Несколько тормозят развитие этих направлений транспортнологистические трудности: прямое авиасообщение между Россией и Танзанией не налажено, а морская перевозка зерна осложняется дефицитом у России собственного контейнерного флота. Тем не менее ряд российских компаний уже прорубили для себя окно в Восточную Африку: помимо собственного внутреннего рынка, благодаря дарэссаламскому порту Танзания является порталом в соседние страны, в том числе в рамках Восточноафриканского сообщества, где по целому ряду сельскохозяйственных позиций действуют общие тарифы.

Третье направление – инвестиции в агротех.

Если первые два направления можно назвать традиционными в контексте российского сотрудничества с Африкой, то инвестиции в агротех – это взгляд в будущее. Новые погодные экстремумы, засушливые периоды, затяжные сезоны дождей сильно раскачали привычный для танзанийцев паттерн хозяйствования. Так, из-за циклона «Хидайя» в апреле-мае 2024 года затопленными оказались 76,7 тысячи га земельных угодий в районах Морогоро – главном земледельческом центре страны – и прибрежном Пвани, что сделало актуальной связку между климатической и сельскохозяйственной повесткой в Танзании.

В условиях менее предсказуемой сезонности растёт потребность в ирригационных решениях, холодовых цепях и технологиях лиофилизации (сублимационной сушки) овощей и фруктов, которые позволяют сохранить энергетическую и витаминную ценность продуктов, поддерживать фитосанитарные стандарты. Нацеленность на технологическое развитие сельскохозяйственного сектора была чётко обозначена и на тринадцатом Форуме продовольственных систем Африки (Africa Food Systems Forum), который прошёл в сентябре 2023 года в Дар-эс-Саламе. С учетом общей динамики технологического развития, востребовано сотрудничество в части экспорта профильного оборудования (линии отжима, прессования, гранулирования, переработки) и всего спектра сельхозтехники (посевные, посадочные, уборочные, грузовые машины).

Опыт из другого региона Африки подсказывает, насколько востребованными могут быть и беспилотные технологии. Например, в ЮАР компания Aerobotics с помощью агродронов и спутников агрегирует информацию о производительности почв с больших плантационных площадей, на основе которой впоследствии создаёт базы данных по плодово-ягодным деревьям. Подобные решения актуальны в первую очередь для крупных ферм.

Не менее полезными могут стать российские практики в деле изучения и борьбы с микотоксинами (опасными пищевыми грибами), паразитами и вредителями сельскохозяйственных культур. Востребованным для Додомы представляется и российский опыт в области контроля качества и исследовательских технологий, например, улучшение плодородия почвы при бережном обращении к экосистеме.

Возможность подключения есть и к национальным танзанийским проектам, и к восточноафриканским: Восточноафриканское сообщество (ВАС), в частности, рассматривает возможность разработки системы сертификации сельхозскладов и их операторов, а также создания региональных лабораторий по исследованию токсичных микроорганизмов.

Наконец, в фокусе внимания танзанийцев на пересечении плоскостей продовольственной и экологической безопасности находится в последние годы проблема так называемого clean cooking – перехода на чистое топливо при приготовлении еды в помещении. По замыслу танзанийского правительства, к 2032 году в балансе домашнего потребления оно должно достичь не менее 80 процентов. В настоящее время около 90 процентов используемых в быту источников энергии составляют дрова и древесный уголь, и из-за вредных газов при их сгорании ежегодно в стране умирает более 33 тысяч человек. Кроме того, на вырубке лесов на биотопливо Объединённая Республика Танзания ежегодно теряет 470 тысяч га лесных массивов. В настоящий момент руководство страны в качестве альтернативного источника рассчитывает на газовые баллоны – газ для них будет поставляться из шельфовых месторождений, которые должны разрабатывать Shell и Equinor (по состоянию на май 2024 года переговоры о согласовании деталей с танзанийским правительством по-прежнему продолжаются). Такая тактика была официально озвучена на Clean Cooking Summit саммите Международного энергетического агентства ОЭСР в мае 2024 года в Париже, где Самия Сулуху Хассан выступила сопредседателем. Однако Хассан не исключает и возможности разработки доступных технологических альтернатив.

В фокусе внимания танзанийцев на пересечении плоскостей продовольственной и экологической безопасности находится в последние годы проблема так называемого clean cooking – перехода на чистое топливо при приготовлении еды в помещении. По замыслу танзанийского правительства, к 2032 году в балансе домашнего потребления оно должно достичь не менее 80 процентов.

НЕ СОЮЗНИКИ, НО ПАРТНЕРЫ

Танзанийское видение развития в российском экспертном сообществе почти никогда не рассматривается как самостоятельное явление. Если это и происходит, его принято подвёрстывать под африканское и даже шире – незападное в целом. Между тем открытость в выборе контрагентов, нежелание сковывать себя рамками коалиций и концептов при высоком индексе национальной гордости, стремление к самостоятельности и опора на собственные силы – все эти и другие характерные черты Танзании могли бы помочь России выстроить новые связи, причём на основе партнёрства по конкретным проектам.

Один из главных национальных праздников в республике – День фермера (Nane Nane) – отмечается 8 августа. Эта дата может стать контрольной точкой для ежегодной оценки совместных достижений России и Танзании в самой основной, фундаментальной, незаменимой области экономического развития – продовольственной. Но для этого нужна политическая воля, уважение к культурным кодам друг друга и, самое главное, глубокое понимание потребностей своего партнёра по ту сторону земного шара.



Майя Никольская, Международный дискуссионный клуб «Валдай».

Иллюстрация: использованы изображения Adrien Coquet и Ben Preater.
09.08.2024
Важное

Политические разногласия могут застопорить проект строительства общенационального музея в Теруэле.

14.09.2024 13:00:00

Южная Корея построит собственный Голливуд, чтобы привлечь поклонников K-Pop-музыки и дорам.

14.09.2024 09:00:00

Внедрение ИИ на Филиппинах приведет к сокращению около 300 тысяч рабочих мест в течение пяти лет.

13.09.2024 17:00:00
Другие Статьи

Продолжение материала театроведа Екатерины Поляковой о наследии великого английского драматурга.

Продолжение книги российского историка-американиста Владимира Согрина.

Страна восходящего солнца пытается вернуть себе статус мирового технологического лидера, сотрудничая с другими государствами.

Паблик-арт стал мощным инструментом для формирования восприятия бренда и его позиций на рынке.