Билет в «волчье логово»

10 АВГУСТА 1793 ГОДА ДЛЯ ПУБЛИКИ ОТКРЫЛСЯ ЗНАМЕНИТЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ МУЗЕЙ ЛУВР

В основе здания Лувра лежит крепость, возведённая по приказу французского короля Филиппа II Августа в 1190 году. Замок располагался на высоком берегу Сены и предназначался для защиты от набегов викингов и атак родственников монарха, претендовавших на королевский трон.

Происхождение названия «Лувр» до сих пор остаётся предметом дискуссий среди историков и лингвистов. По одной из версий, на месте возведённой крепости раньше обитали волки, а слово Louvre стало искаженным вариантом латинского Lupara, что означает «волчье логово». Согласно другим версиям, название пришло из языка франков, у которых слова lauer, lower и другие, схожие с ними по звучанию, означали сторожевую башню или же просто укрепление.



При короле Карле V Мудром (1364-1380) изрядно увеличившийся в своих размерах Париж обзавёлся новыми крепостными стенами. Лувр утратил своё прежнее оборонительное значение, и правитель распорядился приспособить крепость под свои покои. Так Лувр впервые стал королевской резиденцией, но ненадолго. Потомки Карла V предпочли в качестве своего дома другие замки, в то время как Лувр превратился в королевскую казну, тюрьму и арсенал.


Лувр после перестройки Карлом V

Правление Франциска I (1515-1547) ознаменовало собой новую веху в развитии культуры страны. Итальянские походы познакомили короля с роскошью дворов итальянских меценатов, он увлёкся культурой Возрождения и окружил себя учёными, поэтами и художниками. Франциск стал первым французским королём, который начал коллекционировать живопись. Правитель скупал картины у таких знаменитых живописцев, как Рафаэль, Тициан и Микеланджело, а Леонардо да Винчи и вовсе жил при дворе короля. Картины этих и многих других художников затем станут ядром собраний живописи Лувра.

Незадолго до смерти Франциск начал преобразовывать средневековую крепость в роскошный дворец в духе французского Ренессанса. Дело продолжили его преемники, однако от здания той эпохи сохранился лишь единственный фрагмент - крыло Леско, именуемое в честь создавшего его архитектора. Сейчас оно является не только признанным шедевром архитектуры французского Ренессанса, но и вообще древнейшей дошедшей до нас частью Луврского дворца.

Происхождение названия «Лувр» до сих пор остаётся предметом дискуссий среди историков и лингвистов. По одной из версий, на месте возведённой крепости раньше обитали волки, а слово Louvre стало искаженным вариантом латинского Lupara, что означает «волчье логово». Согласно другим версиям, название пришло из языка франков, у которых слова lauer, lower и другие, схожие с ними по звучанию, означали сторожевую башню или же просто укрепление.

В 1564 году к западу от Лувра построили дворец Тюильри, который надолго стал обителью французских монархов. В 1589 году король Генрих IV начал реализацию амбициозного «Большого проекта», заключавшегося в том, чтобы соединить Луврский дворец с дворцом Тюильри. Для этого он инициировал строительство Большой галереи вдоль реки Сены к югу от Лувра. Она стала пристанищем для лучших ремесленников и мастеров самого разного толка - ювелиров, художников, скульпторов, механиков, парфюмеров, оружейников, ткачей и прочих профессионалов со всей Европы. Таким образом Лувр стал художественным центром Франции. Из места, где собирались независимо друг от друга работающие мастера, галерея Лувра постепенно превратилась в обширную, основанную на разделении труда мануфактуру, производившую предметы роскоши. Изготовляемые здесь одежда, мебель, гобелены и ювелирные украшения славились своим изяществом и расходились по самым знатным и состоятельным домам как во Франции, так и за её пределами.


Лувр и Тюильри на гравюре Матеуса Мериана. 1615 г. 

Грандиозную перестройку дворца развернул Людовик XIV. Остатки средневековой крепости окончательно исчезли, здание обзавелось новыми павильонами. Однако в 1674 г. все работы замерли: Людовик задумал перенести резиденцию за пределы столицы и направил все вложения в новый дворец Версаль, который впоследствии будет служить домом для королей вплоть до начала Великой французской революции.

После окончательного отъезда двора в бывших королевских покоях расположились академии, государственные учреждения, деятели искусства, офицеры и просто частные лица, которым благоволил король. С этого же времени формируется собрание картин, а в галерее Лувра с 1699 года проводятся ежегодные выставки. Чтобы полюбоваться работами и быть в курсе современных тенденций живописи, сюда съезжаются тысячи людей.

В ходе Великой французской революции по всей стране прокатилась волна конфискаций предметов искусства. Частные коллекции, которые ранее принадлежали королю, аристократии и духовенству, были изъяты и объявлены национальным достоянием. Революционное правительство распорядилось «собрать в Лувре памятники наук и искусств». 10 августа 1793 года Лувр открылся для публики как национальный художественный музей, попасть в который могли теперь все желающие, а не только представители привилегированных сословий.

Франциск стал первым французским королём, который начал коллекционировать живопись. Правитель скупал картины у таких знаменитых живописцев, как Рафаэль, Тициан и Микеланджело, а Леонардо да Винчи и вовсе жил при дворе короля. Картины этих и многих других художников затем станут ядром собраний живописи Лувра.

Наполеоновские войны значительно обогатили коллекцию музея. Со всех покорённых стран в качестве дани в Лувр свозились экспонаты. Несмотря на то что после поражения империи Наполеона большую их часть пришлось вернуть, многие шедевры искусства остались в музее и находятся там по сей день. Египетская кампания Бонапарта, в которую вместе с армией были отправлены около 170 учёных, по сути, инициировала изучение Египта, дотоле неизвестного европейцам. В Лувре появился отдел египетских древностей. Благодаря собранной коллекции французский ученый Жан-Франсуа Шампольон смог расшифровать египетскую письменность, открыв тем самым миру доступ к истории древнейшей цивилизации. Сегодня египетское собрание Лувра - одно из самых обширных на планете.

При Наполеоне I Лувр обзавёлся знаменитой Триумфальной аркой. Началось сооружение северной галереи, которая, по замыслу императора, должна была соединить основное здание с дворцом Тюильри. Проект в 1852 году завершил уже Наполеон III. Архитектурный ансамбль сложился окончательно и выглядел тогда так же, как и сейчас, за исключением одной лишь детали: в 1871 году в ходе отступления правительства Парижской коммуны был уничтожен столь ненавистный коммунарам символ королевской власти – дворец Тюильри.


Луврский дворец и фасад дворца Тюильри. Около 1850 г.

XIX век стал временем стремительного развития археологической науки. Раскопки древностей велись по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку. В них участвовали и французские учёные. Благодаря им в Лувре были открыты отделы ассирийского искусства и Сузские галереи, составившие ядро Ближневосточного отдела. Активно пополнялся отдел античных древностей. Расширялась коллекция и за счет французских завоеваний: в 1845 году открылся отдел экспонатов, вывезенных из покорённого Алжира.

В 1911 году произошло событие, которое затем назвали величайшей картинной кражей в истории - из Лувра была похищена «Мона Лиза». Провернул авантюру музейный работник, художник и просто итальянский патриот Винченцо Перуджа, который мечтал вернуть картину на свою родину. Масштабное полицейское расследование длилось два года. Тысячи заголовков газет и фотографий «Джоконды» сделали картину известной на весь свет. Перудже удалось удачно «залечь на дно» - на протяжении всего того времени, что шли поиски, женщина с загадочной улыбкой «обитала» у него дома. Полицейские наведывались к похитителю дважды, однако так и не сочли его подозреваемым.

Грандиозную перестройку дворца развернул Людовик XIV. Остатки средневековой крепости окончательно исчезли, здание обзавелось новыми павильонами. Однако в 1674 г. все работы замерли: Людовик задумал перенести резиденцию за пределы столицы и направил все вложения в новый дворец Версаль, который впоследствии будет служить домом для королей вплоть до начала Великой французской революции.

В 1913 году, когда Перуджа вышел на связь с владельцем одной из художественных галерей Флоренции, его задержали. Патриотические мотивы кражи суд признал смягчающим обстоятельством и вынес патриоту Италии весьма нестрогий приговор. Отсидев в тюрьме всего семь месяцев, Перуджа вышел на свободу и продолжил работать художником-декоратором.


Пустая стена, где висела «Мона Лиза»


«Мона Лиза» вернулась в Лувр. 1913 год

В XX веке коллекции Лувра были разделены. Здесь остались произведения, созданные до 1848 года. Остальными экспонатами Лувр «поделился» с музеем Орсе и Национальным центром искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

С 1989 года функции главного входа в музей обеспечивает гигантская стеклянная пирамида, возведённая по проекту архитектора Йо Минг Пея. В 2017 г. Лувр открыл свой крупнейший филиал в Абу-Даби (ОАЭ).
Иван Шапкин
Иллюстрация: использованы изображения Siipkan Creative  и Sumit Surai
10.08.2024
Важное

Политические разногласия могут застопорить проект строительства общенационального музея в Теруэле.

14.09.2024 13:00:00

Южная Корея построит собственный Голливуд, чтобы привлечь поклонников K-Pop-музыки и дорам.

14.09.2024 09:00:00

Внедрение ИИ на Филиппинах приведет к сокращению около 300 тысяч рабочих мест в течение пяти лет.

13.09.2024 17:00:00
Другие События

Использование солнечных насосов может решить проблему водоснабжения в африканских регионах.

В Новой Зеландии заговорили о введении налога на богатство и «концепции налоговой справедливости».

В Нью-Йорке проходит финальный раунд переговоров перед предстоящим Саммитом будущего, который намечен на текущий месяц.

Новый фильм «Бруталист» с Эдрианом Броуди в главной роли назвали одним из главных претендентов на «Золотого льва».