22 сентября весь мир отметит День без автомобиля. По традиции центральные улицы мегаполисов Европы сделают пешеходными, а в США, Канаде и Японии устроят показательные велозаезды. Что это – дань моде, или день без машины действительно на пользу планете?
В преддверии всемирного Дня без автомобиля пешеходным станет центр Парижа. Движение ограничат и в других городах страны, но ненадолго. Лишь улицы столицы Франции 17 сентября станут недоступными для водителей на более продолжительное время – с 11 до 18 часов. В жилые кварталы пустят только автомобили экстренных служб. А вот тех, кто все же решит здесь прокатиться на личном транспорте вопреки запретам, будут штрафовать на 135 евро. Чтобы прогулки по городу в этот день не ударили по карману, парижанам рекомендуют пересесть на велосипеды. Передвигаться можно также на роликах, самокатах и скейтбордах. Доступным останется и общественный транспорт. Кстати, проезд в метро будет стоить вдвое дешевле. Приветствуются и пешие прогулки. Таким образом власти Парижа намерены снизить уровень загрязнения окружающей среды. И это не просто слова. В день акции ученые проводят забор проб воздуха над столицей и отправляют их в лабораторию. Год назад такие исследования показали, польза от краткосрочного транспортного коллапса есть: уровень токсичных газов (диоксида азота) снизился сразу на 20 %.
Отказаться от личных автомобилей, работающих на бензине, впервые предложили еще в 1973 году в Швейцарии. Правда, тогда это было продиктовано не заботой об окружающей среде, а разразившимся в те годы глобальным нефтяным кризисом. После очередного арабо-израильского конфликта многие арабские страны отказались поставлять нефть государствам, поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня. Прежде всего, США и их союзникам — Великобритании, Канаде, Нидерландам и Японии. Однако запрет задел и державшую нейтралитет Швейцарию. У автозаправок страны выстроились огромные очереди. Но топлива не было. А когда оно появлялось, цены вырастали сразу в несколько раз. Тогда-то власти страны и призвали граждан отказаться от машин хотя бы на четыре дня. Через год проделать то же самое предложили уже экоактивисты, но особой поддержки не получили. Идею продвигали в крупных городах Европы, но их жители считали ее скорее модной тенденцией, нежели решением проблемы.
О реальном вреде, который автомобили наносят природе, первым заговорил американский политолог, специалист по урбанистике и транспорту Эрик Бриттон. На международной конференции в 1994 году он рассказал о пагубном влиянии выхлопных газов и создаваемом ими парниковом эффекте. Однако и после этого в течение нескольких лет День без автомобиля провели только жители некоторых городов Франции, Исландии и Великобритании. В 1997 году Англия взяла курс на бережное отношение к экологии и объявила 22 сентября общенациональным Днем без автомобиля. Тогда же акцию провели в 20 городах страны. А через год от личного транспорта отказались жители всего Туманного Альбиона. Акцию также поддержали во Франции и других странах Европейского Союза.
Прожить день без личного транспорта рискнули и за океаном. Считается, что именно в Америке больше всего людей владеет автомобилями. В Лос-Анджелесе, к примеру, машин даже больше, чем местных жителей. В этом городе людей мотивируют оставить машину на день в гараже масштабными велопробегами. Первый такой в конце XX века провели в Сан-Франциско, на дистанцию тогда вышло всего полсотни велосипедистов. Со временем идея стала популярной. И теперь 22 сентября в городах Америки, а также в Лондоне и Мельбурне горожане массово пересаживаются на велосипеды. А в Будапеште число участников велопробегов достигает тридцати тысяч человек. Двухколесным транспортом пользуются чиновники, депутаты парламентов и мэры крупных городов. Числились в рядах таких и первые лица государств: теперь уже бывшие премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и президенты Франции и Южной Кореи - Николя Саркози и Ли Мен Бак.
Удивительно, но чтобы День без автомобиля действительно стал всемирным, потребовалось больше 20 лет. Сейчас, по самым приблизительным оценкам, акцию ежегодно поддерживают более 100 млн человек в 35 странах на всех континентах.
Россия в их число вошла только в 2005 году. Первыми от личных автомобилей отказались жители Белгорода, затем – нижегородцы, и только в 2008-м идею поддержали в Москве. Но массовых перекрытий улиц и дорог в нашей стране так и не организуют. Ставку делают на популяризацию общественного транспорта: снижают цены на проезд и открывают необычные маршруты. Например, в 2012 году для горожан и гостей столицы сделали доступным ранее законсервированный трамвайный маршрут на Лесной улице.
Подобные акции сегодня также организуют в Уфе и Екатеринбурге. В других же городах страны расставаться с машинами не спешат. Хотя экологи уверяют, что даже однодневный отказ от автомобилей сократит количество вредных выбросов в атмосферу города-миллионника почти на 3 тысячи тонн!
Анна Кокорина
В иллюстрации использовано изображение автора Studio 365 (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/
Ведущую литературную премию мира в этом году вручили ирландскому писателю Полу Линчу.
Бывший госсекретарь США и лауреат Нобелевской премии мира умер в возрасте 100 лет.
Интервью с послом Эфиопии в России Чамом Угалой Урятом.
Картина индийского режиссёра Нихила Махаджана «Годавари – священная река» признана лучшим фильм фестиваля
Философское наследие Фёдора Достоевского обсудят на Международном кинофестивале RapidLion.
10 февраля 2023 года состоялся релиз компьютерной игры «Hogwarts Legacy» («Хогвартс. Наследие») для консолей текущего поколения и ПК.