Образование без границ

Образование без границ

28.02.2011 14:32
2981
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

При этом участникам интеграционных процессов приходится сталкиваться с неизбежными трудностями, например с проблемой формирования общего образовательного компонента для всех стран, затронутых глобализацией. Вопрос о том, какой должна быть содержательная сторона образования при существующих различиях национальных школ, остается открытым. 

Открытость как основа интеграции

Тенденции к созданию единого образовательного пространства сильны сегодня как в странах Западной Европы, так и в странах СНГ. Подобные тенденции в странах Содружества обусловлены проявлением исторических связей, в том числе в процессе образования и воспитания. В то время как экономическая интеграция стран сдерживается неоднородностью местных экономик, разрывом в уровнях и скорости реформ, то в образовательной сфере общие закономерности и принципы, научные и методологические подходы к образованию и воспитанию можно назвать реальной основой для интеграции.

Процессы интеграции образования предполагают активное участие государства, поскольку требуют создания нормативно-правовой базы, обновления содержания, разработку стандартов образования, информационного, научно-методического, кадрового, материально-технического, финансового, управленческого обеспечения. В то же время интеграция в образовании неразрывно связана с демократизацией образования, гуманизацией и дифференциацией обучения, регионализацией и социальной защитой сферы образования, развитием новых моделей и типов школ.

Ведущие западные страны вступили на путь реформы своих образовательных систем еще в 1990-х годах прошлого века. Общей их тенденцией стало придание образованию открытости. В ходе формирования единого пространства открытость культивировалась практически во всех областях нового европейского мира – стирались государственные границы и формировалась общеевропейская интеграционная система, в том числе и образовательная.

Страны Содружества сегодня только начинают задавать себе подобные вопросы. С учетом социально-экономических проблем, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться новые независимые государства после распада СССР, намеченные ориентиры в развитии образовательной системы, а также начавшийся диалог на эту тему – уже большое достижение.

На сегодняшний день цели общего образовательного пространства СНГ таковы. Во-первых, сближение систем образования государств – членов Содружества. Участникам необходимо договориться о единой философии образования, образовательной политике, создать организационные структуры, определить содержание, формы и методы обучения, а также, что немаловажно, проработать требования к абитуриентам и выпускникам.

После решения этих вопросов сторонам нужно работать над повышением качества образования на всех его уровнях и во всех типах учебных заведений (особенно это касается вузов). Необходимо создать единые механизмы и методы оценки качества высшего образования, включая аккредитацию вузов и их учебных программ, тестирование, анализ востребованности выпускников и их продвижение на работе.

Кроме того, нужна система мониторинга состояния и тенденций развития местных систем образования и, разумеется, сближение законодательных актов и нормативно-правовых документов в области образования и науки стран-участниц СНГ.

В процессе интеграции систем образования особую роль приобретает создание единой системы дистанционного образования в странах СНГ и условий для широкого использования в этих целях информационных технологий, а также единой системы повышения квалификации специалистов, преподавателей системы высшего образования на базе ведущих вузов стран-участниц.

И, как один из основополагающих принципов — обеспечение открытости образовательных систем стран Содружества. Результатом подобных усилий станет повышение качества обучения в странах бывшего СССР и развитие международного сотрудничества с другими странами по линии образования. 

Высшее образование: интернационализация

Формирование новых социокультурных ценностей, разделяемых большинством стран, входящих в мировое сообщество, таких как цивилизованный свободный рынок и гуманизация общественных отношений, меняют структуру высшего образования. Вызовы современного мира порождают следующие тенденции в развитии системы высшего образования.

Роль университета в общей системе образования должна основываться на принципах партнерства и взаимопомощи. В этой связи эффективность образовательного процесса, а также такие критерии, как его стоимость и продолжительность, напрямую зависят от того, готов ли университет сотрудничать с другими образовательными структурами.

В частности, одной из тенденций стало преодоление границ между разными учебными заведениями. К примеру, многие университеты в США сегодня организуют совместные проекты со средними школами. Происходит процесс взаимодополнения, когда школы получают более эффективную образовательную систему, а университеты могут начинать обучение необходимым качествам и умениям еще до непосредственного поступления бывших школьников в университет. Школы привлекают преподавателей университетов и используют университетские учебные планы. Университеты, в свою очередь, могут сокращать свои затраты на обучение, уменьшать сроки обучения и снижать плату за образование.

На Западе также происходит процесс возникновения все большего количества межуниверситетских организаций — как в рамках одного региона или страны, так и на межрегиональном и межгосударственном уровне. Они объединены компьютерными сетями, что позволяет обойтись без значительных финансовых затрат в ходе сотрудничества.

Кроме того, актуальной тенденцией сегодняшнего дня можно назвать интернационализацию высшего образования. Она проявляется как в возрастающей роли международного сотрудничества в деятельности национальных образовательных заведений и организаций, так и в появлении наднациональных организаций, программ и фондов. Число студентов, исследователей и преподавателей, которые обучаются, работают, живут и общаются в интернациональной среде, постоянно растет, и игнорировать этот важнейший процесс ни в коем случае нельзя. 

Курс для журналистов СНГ

На факультете журналистики Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) открыт магистерский курс под названием «Цифровые медиа и межкультурные коммуникации».

 Студентами курса стали 11 журналистов из стран СНГ, Балтии и Грузии. Большинство из них уже зарекомендовали себя в профессии. Как рассказала «За рубежом» куратор курса Мария Жданова, отбор происходил на основе эссе, написанных претендентами. Обучение рассчитано на два года, а в качестве преподавателей выступают мэтры российской теле- и радиожурналистики. По окончании курса в 2012 году слушатели получат диплом магистра.

Специально для этого была впервые разработана уникальная программа, позволяющая уже сформировавшимся журналистам повысить свое профессиональное мастерство в современных условиях возникновения и стремительного развития новых цифровых и медийных технологий. Программа объединяет в себе традиционную и новаторскую журналистику на постсоветском пространстве.

Исполнительный директор МФГС, Чрезвычайный и полномочный посол Армен Смбатян выразил надежду на то, что обучение журналистов из стран Содружества позволит «найти актуальные формы цивилизованного общения, которых на сегодняшний день не хватает народам наших стран».

 С ним согласна и декан факультета журналистики МГУ, профессор  Елена Вартанова, считающая, что  журналистам «необходимо дать возможность в новых цифровых условиях создавать продукты, востребованные аудиторией». 

«За рубежом» побеседовал с одним из будущих магистров, старостой курса «Цифровые медиа и межкультурные коммуникации» Манзурой Кахоровой.

Как вышло, что вы приняли участие в программе Фонда?

Я работала на Первом канале Таджикского телевидения, занимала должности как ведущей, так и редактора информационной службы на русском языке, и руководство предложило мне принять участие в конкурсе. Сначала мы отправили мои документы, второй этап представлял собой написание эссе с четырьмя темами на выбор и, наконец, собеседование в МГУ, которое я успешно прошла и была зачислена на курс.

Мы, журналисты из разных стран Содружества, учимся по индивидуальному, разработанному специально для нас плану магистра. Это связано со спецификой курса, который предполагает углубленное изучение современных теле-, радио- и, конечно же, интернет-технологий. Лекции нам читают ведущие профессора и доценты МГУ, а мастер-классы проводят не только известные журналисты, но и кинодокументалисты, кинорежиссеры и кинокритики.

А как обстоит дело с практикой?

Мы изучаем технологию и методику творческой деятельности, навыки коммуникационной работы в редакции. Например, в ходе обучения мы посещали крупнейшее новостное агентство РИА «Новости», для того чтобы познакомиться с организацией процесса работы коллег из России. Нас обучают приемам подготовки телематериалов, созданию и продвижению интернет-сайтов и многому другому, что поможет вернуться к себе на работу уже с другим уровнем профессиональной подготовки. Отмечу, что МФГС полностью финансирует наше обучение и проживание.

Вы планируете вернуться обратно на свою работу в Таджикистане или после окончания курса останетесь в Москве?

Я собираюсь вернуться и, конечно, поделиться опытом со своими коллегами с телевидения, которые постоянно на связи со мной — интересуются, как я здесь и что нового мне удается узнать.

Владимир Семенов