Мексиканский дневник. Окончание

Мексиканский дневник. Окончание

01.06.2011 13:46
2996
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

День шестой. Сан-Хуан-Чамула

В Сан-Хуан-Чамуле живут исключительно майя – маленькие, коренастые, смуглые и проворные. Они до сих пор верят, что, фотографируя, вы крадете у них душу, а потому снимать без разрешения местных жителей в деревне категорически запрещено. Замуж здесь выходят начиная лет с пятнадцати, и на каждой торгующей на улице безделушками молодой девице, которой нет еще и двадцати, в импровизированных «кенгурятниках» висит по паре младенцев. Уж что-что, а демографический кризис Мексике явно не грозит.

Лет с трех отпрыски присоединяются к родительской торговле – в такой глубинке далеко не все дети ходят в школу. Главной здешней достопримечательностью является построенный испанцами католический храм, который сегодня используется для служения индейским культам. Вид у него, надо сказать, забавный – фасад разрисован яркими цветочками в стиле наив, которые вы вряд ли встретите на воротах храма где-либо еще, кроме подобных мест. Зайдя внутрь, я из любопытства встала рядом с женщиной-шаманкой, которая зажигала на полу одну за другой два десятка свечей и бормотала молитву на майя… И я вдруг почувствовала невероятный прилив энергии — хотите верьте, хотите нет, но ни в одной церкви со мной такого не случалось. Минут двадцать я не могла заставить себя выйти из этого храма, пока друзья на улице недоумевали, что же там можно столько времени делать.

День седьмой. Кампече

Мы в штате Чьяпас — вотчине сапатистов, последователей героя мексиканской революции Эмилиано Сапаты. Сегодня сапатистов возглавляет знаменитый субкоманданте Маркос, политический деятель, эссеист и всемексиканский символ антиглобализма. Маркос – таинственная личность, на публике всегда появляется в черной маске, его настоящее имя и происхождение точно неизвестны. Предполагают, что его зовут Рафаэль Гиллен и родился он в Тампико, однако сам он все это отрицает. Сегодня сапатистская армия объявлена вне закона, что не мешает поддерживать ее целым поселкам – в 1994 году в Чьяпас даже вспыхнуло индейское восстание. В 2001 году Маркос устроил мирный поход на Мехико, который, к слову, тогда поддержали Габриэль Гарсиа Маркес, Оливер Стоун и даже депутаты Европарламента. Периодически сапатисты перекрывают единственную местную магистраль, из-за чего автобусы с туристами застревают в джунглях Чьяпаса на пару-тройку дней. Но нам повезло – ехали без приключений.

Вечером прибываем в пиратский город Кампече, простроенный испанцами – ура, вот оно, море! Здесь отличный променад, а за городской стеной есть несколько очень любопытных католических соборов. Туристов по центру катают романтические трамвайчики, которые ночью «спят» прямо на главной площади, переливаясь всеми цветами радуги в бликах от светофоров, уличных фонарей и подсветки зданий вокруг. Припозднившись, мы брели, куда глаза глядят, и наткнулись на выставочный зал. У входа сидела пара полицейских, и, несмотря на то, что выставка была давно закрыта на ночь, нам разрешили войти. Внутри мы обнаружили коллекцию не чего-нибудь, а… древних окаменелостей. Согласитесь, оригинально!

День восьмой. Мерида – Чичен-Итца

Назад в цивилизацию. Мерида – крупный город, с симпатичной площадью Сокало, множеством любопытных магазинчиков, самым большим храмом на Юкатане и роскошным дворцом основателя города Франсиско де Монтеха, из окон которого видны замечательные фрески. Увы, осматривать их можно лишь из окон – в здании теперь находится банк; но если у вашей камеры хороший зум, то детали вы разглядите.

Чичен-Итца – одна из самых популярных археологических зон Мексики. Американцы в шутку называют ее chicken pizza. Ее главные достопримечательности – самое большое в стране поле для игры в пок-та-пок и храм Пернатого Змея. Пок-та-пок – древняя индейская игра в мяч, которая была распространена 2000 лет до нашей эры среди племен, населявших Месоамерику. Играли две команды, задача каждой заключалась в том, чтобы, толкая каучуковый мяч локтем, коленом или головой, не дотрагиваясь до него руками, передать мяч своему капитану, который, в свою очередь, должен забить его в каменное кольцо. Игра часто символизировала противостояние двух политических сил, играли между собой противоборствующие племена, а заканчивалось все ритуальным жертвоприношением капитана. Историки до сих пор спорят, кого приносили в жертву — победителя или побежденного; последние исследователи склоняются к тому, что на смерть шел победитель – и правда, к чему богам неудачники?.. О том, как выглядели игравшие, свидетельствуют каменные барельефы с изображениями игры.

Храм пернатого змея, или Кукулькана, как называли его майя (у ацтеков это верховное божество именовалось Кетцалькуатль, но Чичен-Итца – территория майя) примечателен прежде всего тем, что в дважды в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, в пирамиду проникает солнечный свет, который, перемещаясь, постепенно освещает ступени таким образом, что кажется, будто с верхушки пирамиды спускается змея. В эти дни в древний город съезжаются шаманы, маги, служители культов со всего света – от Южной Америки до Тибета.

День девятый. Канкун

Вечером прибываем в Канкун – мексиканский Лас-Вегас. Казино, правда, здесь всего два, зато шумных дискотек, баров и ресторанов – почти столько же, сколько в самом развлекательном городе Америки. Канкун, кажется, не спит никогда – ну разве что за исключением дневной сиесты. Будучи страстной любительницей пляжей, могу сказать, что в моем личном пляжном топ-листе Канкун входит в тройку лучших наряду с Гавайями и Грецией. Океан здесь такого цвета, будто бирюзу смешали с молоком, песок своей белизной слепит глаза, если не надеть солнцезащитные очки, а пальмы высотой несколько метров напоминают картинки из всех самых тропическо-романтических фильмов, вместе взятых.

Вечером друзья-мексиканцы ведут нас в темаскаль. Темаскаль – это индейская ритуальная баня, служившая древним майя и гигиенической, и религиозной процедурой одновременно. Баня представляет собой каменное помещение в форме круга, символизирующее чрево матери земли. Гости усаживаются по окружности, вокруг горячих вулканических камней, а ведет церемонию специально обученный темаскалеро. В темаскале четыре цикла примерно минут по двадцать, которые символизируют четыре стихии (огонь, земля, вода и пламя) или четыре жизненных этапа человека (детство, юность, зрелось и старость), в промежутках между которыми приоткрывают вход и слегка проветривают помещение. Несмотря на то что температура в бане не превышает +50, из-за влажности выдерживают далеко не все, а тем, кто вышел на улицу, вход обратно воспрещен! Темаскалеро не только подливает в камни отвары целебных трав, но и общается с аудиторией, проводит своеобразный сеанс психотерапии – собравшиеся вспоминают случаи из жизни, ищут свой тотем и даже поют песни. Если честно, то последний этап дался нам непросто – казалось, еще немного, и от горячего воздуха уже начнутся галлюцинации. Но зато как же приятно после отдохнуть на свежем воздухе в гамаке! Мексиканцы вообще проводят в гамаках полжизни. Даже книжку написали под названием «Гамакасутра» — да-да, о том самом.

День десятый. Остров Мухерес

Утром расслабиться не удается – нас ждет лодка, чтобы плыть на остров Женщин. Так его назвали испанцы, когда обнаружили на нем множество древних каменных женских фигурок. О том, что означали эти фигурки, история умалчивает. Она, история, вообще не знает ответы на многие вопросы, касающиеся древних индейских цивилизаций. Ведь даже язык майя наш знаменитый соотечественник Юрий Кнорозов расшифровал лишь процентов на девяносто, а язык ольмеков, например, так и остается загадкой… Но вернемся в нашу лодку. Наши попутчики – американцы и канадцы. Энергичный смуглый аниматор, у которого на голове шапка в форме летящей курицы, начинает всех веселить с первой минуты. Всем наливают коктейли, и минут через пятнадцать народ уже расслаблен и потешен. Мой сосед справа, симпатичный юрист из Канады, рассказывает, как впервые отправился в Чичен-Итцу и случайно попал именно в тот день, когда спускался пернатый змей! Вернее, должен был спуститься. Толпа была многотысячной. Но в самый ответственный момент вдруг набежали облака, и солнце скрылось. «Вы представить себе не можете, что творилось с людьми, — рассказывал он. – Они падали на траву и рыдали!»

Остров женщин – хорошее место, где можно отдохнуть от суеты, побродить по раскрашенным в яркие цвета улицам и повисеть на веревочных качелях возле бара на пляже с коктейлем в руках. Пожалуй, самое время закончить дневник. Все – сиеста!

Текст и фото: Мария Желиховская