Единая история – общее будущее

Единая история – общее будущее

29.06.2011 15:15
3133
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Взрослый возраст

В этом году пленарное заседание совпало с юбилейной датой 20-летия СНГ. Министр образования Таджикистана Абдуджаббор Рахмонов в своей вступительной речи подвел итоги работы стран Содружества в области образования. Участников заседания приветствовали представители Исполнительного комитета СНГ и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС).

Заместитель министра образования Армении Манук Мкртчян отметил позитивные стороны восстановления связей между образовательными системами стран СНГ. Вице-министр образования Казахстана Мурат Орунханов подчеркнул: единая история – «незыблемая основа нашего совместного будущего». Министр образования и науки Кыргызстана Канат Садыков говорил о важности укрепления международного межкультурного диалога.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко определил возраст 20 лет как «взрослый»:»Мы уже выросли из школьных рамок и занимаемся серьезными вопросами», – подчеркнул он и предложил проводить подобные встречи поочередно в разных странах СНГ для лучшего понимания специфики национальных образовательных систем. Господин Фурсенко призвал собравшихся «уходить от логики высшего образования как статуса и приходить к тому, что учиться надо всю жизнь». По словам министра, сегодня в России расширен обмен студентами и аспирантами: так, в 2001 году в вузы нашей страны по квотам было принято лишь 535 студентов из СНГ, а спустя 10 лет этот показатель вырос до 5 тысяч. Всего за счет РФ сегодня обучается 20 тысяч студентов из стран Содружества, а общее их число достигает 70 тыс. «Главный ответ на вызов времени,– подытожил Андрей Фурсенко, – это востребованные специалисты, которые находят себя в современном мире».

Вновь взявший слово министр Абдуджаббор Рахмонов отметил, что двустороннее сотрудничество – одно из важнейших факторов прогресса. В Душанбе уже есть Таджикско-украинский факультет Технологического университета, и в ближайшее время планируется открыть филиал Харьковского университета, рассказал министр. В свою очередь, первый замминистра образования Украины Евгений Сулима привел такую статистику: за пять лет число студентов из Таджикистана в Украине выросло с 25до 289. На заседании было рассмотрено около 20 вопросов, в том числе предоставление равных прав гражданам государств-участников СНГ для поступления и обучения в вузах и научных организациях, повышение квалификации преподавателей общеобразовательных учреждений, организация школьных олимпиад СНГ, сотрудничество в профессиональной подготовке и переподготовке трудящихся-мигрантов. После завершения вступительной части представители профильных министерств государств Содружества выступили с докладами о ситуации и перспективах развития национальных систем образования и взаимодействия внутри пространства СНГ. Господин Садыков поднял вопрос стандартизации среднего и профессионального образования и развития программ двойного диплома. Министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич отметил необходимость обсуждения единого стандарта учебников не только для высшего, но и для среднего образования. Андрей Фурсенко напомнил, что в России создана Ассоциация ведущих вузов, и «надо помогать таким вузам устанавливать неформальные тесные связи по всему СНГ». Российский министр привлек внимание собравшихся и к качеству профессорского обмена.

Вице-министр образования Казахстана Мурат Орунханов рассказал о том, что в стране идет работа по «приближению зарплаты педагога к заработкам в частном секторе», а господин Мкртчян предложил начинать образовательный обмен еще на уровне выпускников школ.

Представители Базовой организации СНГ коснулись темы межвузовского сотрудничества на пространстве Содружества. В этой сфере заметен рост, многие вузы СНГ активно работают с Российской государственной библиотекой и библиотекой МГУ, но собравшиеся согласились с тем, что эти процессы надо ставить на стабильную основу.

Заместитель Исполнительного директора МФГС Светлана Терехина рассказала о сотрудничестве Фонда с МГУ, МГТУ им. Баумана, СПбГУ, МЭИ, РУДН, МГЭУ им. Сахарова в Минске, вузами Таджикистана и других стран СНГ. Участники заседания пришли к согласию по всем вопросам повестки дня. Итогом мероприятия стало подписание ряда важных документов, в том числе касающихся работы Сетевого университета СНГ.

Преодолеть инертность

21-22 июня в Душанбе по инициативе Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ на базе Института повышения квалификации прошел мастер-класс по современным методикам преподавания русского языка для преподавателей Таджикистана. В мероприятии приняли участие министр образования Таджикистана Абдуджаббор Рахмонов, заведующий кафедрой русского языка и литературы ИИЯ РУДН Владимир Синячкин, советник МФГС Камол Рахимов и представители методических организаций со стороны Республики Таджикистан.

Открыл мастер-класс министр образования Республики Таджикистан Абдуджаббор Рахмонов. В своей приветственной речи он заострил внимание на проблемах в сфере обучения русскому языку. В Таджикистане за русским языком конституционно закреплено место языка международного общения. Но, как показывает проводимый министерством образования ежегодный мониторинг состояния дел в этой сфере, уровень владения русским языком на сегодняшний день далек от нормы. Как полагают в возглавляемом господином Рахмоновым ведомстве, главная проблема заключается в инертности самих педагогов. Несмотря на то что по их просьбе был создан кандидатский и докторский совет для методистов, методической работой (написанием статей, монографий, созданием учебных пособий, сборников) учителя не занимаются. В Российско-Таджикском (Славянском) университете (РТСУ) были открыты курсы повышения квалификации, но и там не проходит больше одного-двух мероприятий в год. Сегодня таджикские школьники не могут связно по-русски рассказать свою биографию для комиссии, признал министр. И это притом что президент Таджикистана Эмомали Рахмон не раз подчеркивал: для нормальной интеграции в мировое сообщество граждане республики должны прекрасно владеть родным языком и свободно общаться на русском и английском. Господин Рахмонов призвал учителей проявлять решительность и заверил их в том, что их начинания и инициативы будут поддержаны министерством образования.

Заведующая кафедрой русского языка РТСУ Татьяна Гусейнова рассказала, почему преподавателям сейчас трудно добиться результата. Учителя по старинке пытаются научить школьников прежде всего грамотно писать, что, по мнению госпожи Гусейновой, лишено смысла. Основной задачей преподавания русского как иностранного должно стать прививание детям коммуникативных навыков — они должны владеть в первую очередь устной речью. «Учителя должны осознать сущность предлагаемых методических новшеств. Школам остро необходимо создание учебно-методических комплектов по каждому учебнику: методруководства, наглядные материалы, выпущенные типографским способом, яркие, занимательные пособия», – отметила Татьяна Гусейнова.

Сразу с двумя докладами, предвосхищающими программу мастер-класса на 22 июня, выступил заведующий кафедрой русского языка и литературы ИИЯ РУДН Владимир Синячкин. Он рассказал о подходах к методологии изучения русского языка и о тесной связи методологии со смежными науками, в том числе новейшими – социологией, психологией, историей, этнопсихолингвистикой, политической лингвистикой… Господин Синячкин отметил, что кафедра выпустила уже три учебника орфографии «с человеческим лицом». Главная цель обучения – формирование образов языкового сознания, когда язык не существует в виде абстракций, а напрямую связан с функционированием человека в обществе, подчеркнул ученый. «Дайте своим ученикам увидеть пользу от владения знаниями, и они побегут к вам на уроки!» – призвал таджикских педагогов господин Синячкин.

Текст и фото: Наталья Думко