Дикие пляски Маврикия

Дикие пляски Маврикия

14.09.2009 15:35
3036
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Елена Кормилова

Кто принесет вам этот коктейль – надменный француз, услужливый китаец, мускулистый креол или колоритный индус – неизвестно, здесь все они уживаются весьма мирно, несмотря на столь глубокие различия во внешности, вероисповедании и языке. Их предки в разное время приезжали на острова, кто-то по принуждению (как рабы из континентальной Африки и с Мадагаскара), кто-то в поисках работы (как индусы и азиаты в эпоху английских колонистов), и теперь все эти народности сформировали особую культуру – уникальную смесь из традиций разных народов и рас.

Удивительно, какую палитру туристических развлечений предлагает эта маленькая страна, расположенная на нескольких крошечных островах Индийского океана в 850 километрах от Мадагаскара. Рыбалка и охота, катание на вертолете и водных лыжах, гольф и теннис, пешие прогулки и плавание с маской. Кто не хочет плавать, может надеть на голову специальный прозрачный шлем, куда будут закачивать воздух снаружи, и погулять по морскому дну на трехметровой глубине – вас еще и пофотографируют в таком экзотическом наряде.

Но как бы ни прошел ваш день, вечером вы, скорее всего, попадете на необычное представление – маврикийские танцы сега. Действо разворачивается на пляже вокруг костра. Девушки надевают длинные пышные цветастые юбки и короткие обтягивающие лифы той же палитры, мужчины – разноцветные брюки и свободные рубашки. Традиционно сега исполнялась с помощью трех инструментов: обтянутого козьей кожей барабана (раван), прямоугольного приспособления, заполненного зерном (мараван), и треугольника, добавляющего звенящую пронзительную нотку. В принципе, достаточно любого предмета, по которому можно просто громко стучать, но сегодня музыканты сега используют современные инструменты: барабаны, маракасы, гитары и даже синтезаторы.

Все начинается с равномерного, неторопливого покачивания, когда танцоры будто медленно входят в транс, присматриваясь друг к другу и настраиваясь на нужную волну. Затем темп постепенно ускоряется, заставляя танцующих двигаться быстрее, перемешивая босыми ногами белый песок. Их тела потягиваются, подергиваются, бедра качаются в такт барабанным ударам, юбки у девушек кружатся, партнеры все ближе друг к другу, касаются телами, но никогда – руками. Затем барабанщик, разгоряченный таким зрелищем, уже не чувствуя собственных ладоней, сам начинает бить в барабан в таком бешеном темпе, что, кажется, уже и не контролирует себя – все происходит само собой, автоматически.

Танцующие не обращают внимания, попадают они в такт или нет – они просто хаотично двигаются все быстрее и быстрее, наконец обессиленно падают на колени, выбрасывая руки вверх, а сами наклоняются то вперед, то назад – и только сердце по-прежнему успевает за ритмом равана. А тот вдруг замолкает, оставляя прерывистое дыхание танцоров и стук их сердец доигрывать эту безумную мелодию…

Завораживающее зрелище! Дикое и эротичное. В прежние времена все заканчивалось массовым совокуплением. Сейчас – аплодисментами зрителей. Которые, впрочем, и сами могут поучаствовать в действе – никаких особых умений здесь не нужно. Надевайте широкие юбки в пол и просторные цветастые рубашки – и пусть тело само подскажет правильные движения, разум здесь можно совершенно отключить. И забыть обо всех проблемах. Именно так и поступали африканские рабы, завезенные на Маврикий в период французской колонизации. Ведь для того они и придумали этот танец – отключиться и забыть обо всех трудностях долгого рабочего дня и тяжести безрадостной рабской жизни.

Сейчас сега выделяется в самостоятельное музыкальное течение. И даже смешивается с другими направлениями, образуя нечто новое, например сегги — смесь сега и регги. Креольская лирика сега обычно поднимает повседневную тематику – это песни об обычной жизни, о том, что окружает человека. И о том, как хорошо быть свободным.