Так далеко, так близко

Так далеко, так близко

30.11.2011 15:07
2777
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Выставка, организованная Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС) и галереей ПРОУН, стала первой в Европе демонстрацией культуры всех 11 стран СНГ. Интерес к ней велик: ежедневно ее посещало порядка 200 человек, причем преимущественно парижане. Не обошли ее вниманием и официальные лица, и известные деятели Франции: в частности, посол Республики Беларусь во Франции и постпред страны при ЮНЕСКО Александр Павловский, постоянный представитель России при ЮНЕСКО, председатель исполнительного совета организации 2010-2011 гг. Элеонора Митрофанова, живая легенда российского неофициального искусства, инициатор «Бульдозерной выставки» 1974 года художник Оскар Рабин, профессор математики и историк Клод Мутафян и другие.

Среди представленных на выставке работ не только традиционное искусство, но и авангард, и самые современные творческие практики. По замыслу организаторов проект «Рядом» — это своеобразная попытка изменить взгляд европейцев на страны постсоветского пространства, поскольку для большинства из них они до сих пор остаются «безликими обломками рухнувшей империи».

«Пусть мы не живем, как раньше, в одной стране, — говорит исполнительный директор МФГС, Чрезвычайный и Полномочный Посол Армен Смбатян, — тем не менее мы соседи. И мы хотели показать Европе, что мы все еще рядом друг с другом. До сих пор не представлялось случая собрать все 11 стран СНГ на единой европейской выставочной площадке. И вот мы решили продемонстрировать культурные достижения этих стран, причем не столько традиционными выставочными материалами, сколько своеобразным этнофутуризмом».

Принцип экспозиции — показать как много больше самых разных направлений, стилей и практик. Этнографический материал (скажем, украинские плахты и рядна) соседствует с произведениями русского и украинского авангарда (К.Рождественский, Н.Суетин и т. д.), фотографиями, видеоинсталляциями и другими работами современных художников из стран СНГ. Последние выделялись своей оригинальностью и живой энергией: это и попытки зафиксировать политическую и социальную реальность, и описание мрачной действительности, и ностальгия по прошлому. Стеганые золототканые одеяла с вышитой на них советской символикой Саида Атабекова (Казахстан); инсталляция Алексея Румянцева (Таджикистан) — кирпичная стена с «впаянными» между камнями яркими шелковыми платками с национальным орнаментом, – эти экспонаты вряд ли могли оставить кого-то равнодушным.

«Куда бы ни вела нас жизнь, мы так или иначе совпадаем, встречаемся в одной точке. И эта точка — культура. Мы так долго жили вместе, у нас еще так много того, что нас объединяет. И такие встречи, безусловно, способствуют дальнейшему развитию отношений между нашими странами», — отметил посол Беларуси во Франции Александр Павловский.

70 с лишним лет мы шли одной дорогой и в одном направлении: общая страна, общие цели, задачи и идеология. Сегодня на месте советской империи — независимые страны, часть которых уже двадцать лет входит в Содружество. Мы помним друг о друге, и все же каждый живет своими горестями и радостями. Но иногда мы собираемся вместе, и тогда государственные границы кажутся чистой формальностью. Особенно когда речь идет о настоящем искусстве…

Текст: Ирина Аброян
На фото: Саид Атабеков, Казахстан. Корпеше-флаг, 2009-2011.