Вопросы веры

Вопросы веры

01.10.2012 16:21
2899
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

В этом году Венецианский вновь возглавил критик и историк кино Альберто Барбера, руководивший им с 1999 по 2001 годы и покинувший пост из-за разногласий с тогдашним руководством страны. Предшественник Барберы, Марко Мюллер, успешно возглавлял киносмотр в Венеции в течение восьми лет, но, видимо, исчерпал свой творческий и административный ресурс в этой должности и теперь стал руководителем Римского фестиваля.

Появился у фестиваля и новый символ. Место грандиозных львов, теперь разбросанных по задворкам, занял носорог, чей гигантский муляж установили вблизи фестивального дворца. Его собрат синего цвета по нескольку раз в день появлялся в анимационной заставке, сопровождавшей каждый показ. Помимо киноцитат из Феллини в ней были использованы рисованные фрагменты на тему «Сталкера» Тарковского – лежащий человек и собака, но особенно впечатлял герой Александра Довженко, разрывающий на себе одежду. Еще одна новация – интернетизация главной улицы острова Лидо, где проходит фестиваль. Аккредитованные на фестивале журналисты и гости – обладатели заветного пароля могли воспользоваться интернетом, сидя на лавке или в кафе.

День открытия выдался шумным. Пока в Зала Гранде шла церемония открытия и демонстрировался фильм Миры Наир «Фундаменталист поневоле», отсылавший к последствиям трагедии 11 сентября 2001 года, на других площадках происходили не менее интересные события. Одним из них стал показ картины Кирилла Серебренникова «Измена», участвовавшей в основном конкурсе. Ее герои в исполнении немецкой актрисы Франциски Петри и македонца Деяна Лилича узнают об измене своих супругов и сами становятся любовниками. Одну из экстремальных ролей сыграла экс-солистка группы «ВИА Гра» Альбина Джанабаева, чьей героине, чем-то напоминающей Изабель Юппер в «Пианистке» Ханеке, помимо прочего пришлось лежать с улыбкой в гробу. Актерские предрассудки на этот счет госпожа Джанабаева отбросила: режиссер убедил ее в том, что по латышским приметам полежать в гробу значит продлить себе жизнь.

Состязаться Серебренникову пришлось с такими киномонстрами, как Терренс Малик, Брайан Де Пальма, Марко Белоккио, Такеши Китано (кстати, своего любимого Китано здесь когда-то обошел дебютант Андрей Звягинцев с фильмом «Возвращение»). Увы, «Измене» жюри во главе с американским режиссером Майклом Мэнном предпочло другие картины.

69-й Венецианский кинофестиваль завершился триумфом фильма «Пьета» южнокорейского режиссера Ким Ки-дука. На родине этого режиссера словно не замечают, несмотря на его постоянные победы на главных европейских фестивалях. В Южной Корее считается, что фильмы Ким Ки-дука не отражают реальную жизнь страны, ее дух и традиции. Получая «Золотого льва», режиссер запел грустную корейскую песню «Ариран», которую в 2011 году мы уже слышали в его исполнении в одноименной исповедальной картине.

В буклете фильма сильное впечатление производила постановочная сцена, не вошедшая в окончательный монтаж: женщина в прозрачном покрывале держит на руках мертвое тело. Отсылает она к итальянской святыне — «Пьете» Микеланджело, которой и вдохновился Ким Ки-дук. Герой фильма – молодой бандит, воплощающий в себе, кажется, все зло мира. Выбивая из должников деньги, он лишает их жизненно важных органов при помощи токарного станка. Парень одинок и лишен любви, но с появлением матери, оставившей его после рождения, он меняется. Это одна из самых радикальных и жестоких картин нынешней Венеции. Состязаться с ней по этой части может разве что «Беспредел-2» Такеши Китано. Увы, картины японского классика, посвященные жизни якудза, становятся все бессмысленнее и скучнее.

Пол Томас Андерсон, снявший картину «Мастер», был удостоен «Серебряного льва» за режиссуру. В фильме под влияние некоего проповедника (Филипп Сеймур Хоффман), вызывающего ассоциации с основателем Церкви сайентологии Роном Хаббардом, попадает скромный фотограф, сыгранный Хоакином Фениксом. Помимо режиссерской работы жюри отметило и виртуозность актерского дуэта Хоффман-Феникс, вручив им Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль. По словам Пола Андерсона, Том Круз, один из самых известных приверженцев сайентологии, фильм уже видел и воспринял его спокойно.

В случае австрийского режиссера Ульриха Зайдля, который получил спецприз за картину «Рай. Вера» (вторую часть трилогии, начавшейся фильмом «Рай. Любовь»), все было сложнее. Немолодая героиня невероятно набожна. Днем она работает в рентген-кабинете, а по вечерам раздевается и бьет себя кнутом перед распятием. Кроме того, она патрулирует квартиры заблудших с ее точки зрения граждан в надежде наставить их на путь истинный… Фильм вызвал резкую реакцию со стороны одной из католических ассоциаций Италии из-за сексуальной сцены с использованием распятия. Руководитель ассоциации подал в прокуратуру иск против режиссера, продюсеров, исполнительницы главной роли Морин Хофштеттер и руководства фестиваля, взявшего картину в конкурс.

Израильская лента «Заполнить пустоту» Рамы Бурштейн начинается впечатляюще, а заканчивается банально, как мыльная опера. Воссозданная в ней ортодоксальная еврейская среда удивила многих – подобные одежды, причудливые головные уборы, да и сам уклад жизни не так часто встретишь даже на Святой земле. При родах умирает молодая женщина, и теперь ее мать ради осиротевшего младенца готова выдать за овдовевшего зятя свою младшую дочь. С этим необычным обстоятельствам связаны сильные переживания всех персонажей, передающиеся и зрителю. А начинающая актриса Хадас Ярон была удостоена Кубка Вольпи за лучшую женскую роль.

Действие «Спящей красавицы» итальянского классика Марко Беллоккио развивается под аккомпанемент сводок новостей, главным героем которых выступает Сильвио Берлускони. Режиссер живописует не только ужасы итальянских больниц, но и жизнь улиц, на которые выходят активисты, протестующие по тому или иному поводу. Здесь сразу несколько персонажей находятся в коме, что метафорически характеризует нравственное здоровье итальянского общества. Толчком к рождению этой истории послужил инцидент, всколыхнувший Италию, когда был положен конец растительному существованию женщины, пролежавшей в коме 17 лет. Изабель Юппер сыграла у Беллокио известную актрису, чья юная дочь тоже в коме. Несчастная мать находит спасение в вере, но отваживается на радикальный шаг после того, как видит по телевизору прецедент…

Как всегда радикальное, но на этот раз еще и исповедальное кино снял Алексей Балабанов, чья картина «Я тоже хочу», сделанная в жанре фантастического реализма, участвовала во втором по значимости конкурсе «Горизонты». Ее герои едут к колокольне счастья, которая принимает не всех. Самого Балабанова, сыгравшего фактически самого себя – режиссера и члена Европейской киноакадемии – она не взяла. В Венеции Алексей практически покаялся, заявив, что в своих 14 картинах «поубивал» много народа и теперь считает себя отчасти убийцей, поэтому его и не взяли туда, ввысь.

Выбор «За рубежом»:

  1. «Рай: Вера» Ульриха Зайдля
  2. «Мастер» Пола Томаса Андерсона
  3. «Пьета» Ким Ки-дука
  4. «Страсть» Брайана Де Пальмы
  5. «Измена» Кирилла Серебренникова

Текст: Светлана Хохрякова