По распределению

По распределению

02.10.2013 20:15
2775
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Интересная система разработана в Нидерландах, где оплата, поступающая от студентов, не покрывает и малой части расходуемых на них средств, и большинство вузов финансируется из госбюджета. Поэтому вполне логично, что государство стремится к тому, чтобы количество и качество выпускников соответствовало наличию свободных рабочих мест.

Однако, как хорошо известно из еще советского опыта, все равно остаются места, куда выпускники не хотят ехать и где не хватает врачей, учителей, инженеров. Есть подобная проблема и в Нидерландах. Государство там пытается ее решить, в частности, пытаясь создать привлекательные условия труда и жизни в наименее популярных среди выпускников регионах. Другая мера, призванная стимулировать университеты к трудоустройству выпускаемых студентов — финансирование учебных заведений зависит от количества трудоустроенных выпускников. Деньги поступают на счета только тех вузов, которые достаточно успешны в этой области.

Успешность оценивает специально созданная государственная аккредитационная комиссия, которая раз в пять лет проводит аккредитацию конкретного вуза. В состав этой комиссии обязательно входит представители работодателей. Помимо прочего, комиссия выясняет, соответствуют ли программа обучения, уровень подготовки преподавателей и выпускников, а также техническая оснащенность вуза требованиям, предъявляемым компаниями и организациями, где потом будут работать по специальности дипломированные выпускники. Учебное заведение, в свою очередь, должно предоставить результаты анкетирования выпускников с данными о занимаемых ими должностях, средних зарплатах, сроках трудоустройства после получения диплома и так далее.

Далее комиссия беседует с постоянно действующей при каждом вузе группой экспертов, среди которых — выпускники и возможные работодатели. Они регулярно общаются со студентами и преподавателями, присутствуют на защитах курсовых и дипломов, просматривает экзаменационные работы и т.д. Задача экспертов – следить за тем, чтобы подготовка студентов позволила им найти работу на рынке труда по выбранной специальности. Этому придается большое значение. Например, если в программу обучения вводится новый предмет, его разработчики должны вначале представить программу обучения экспертам, чтобы те оценили, нужен он или нет. А если да, то в программе должно быть написано, как лучше проверить, насколько студент усвоил материал, чтобы он сразу смог использовать полученные знания, начав работать. Все это делается для того, чтобы студенты могли как можно быстрее найти рабочее место, а разные учреждения, заводы и больницы получали именно тех сотрудников, которые им требуются. Это позволяет также избежать потери времени на переподготовку.

Обязательный элемент программы обучения, без которого вуз не пройдет аккредитацию и не получит денег – стажировка на рабочем месте. Обычно она занимает несколько месяцев на втором-третьем курсе и до полугода — перед защитой диплома. Во многих вузах частью программы обучения является и поиск места для стажировки. Студентам объясняют, каким требованиям оно должно отвечать, как его найти, как лучше написать резюме и пройти собеседование. Преподаватели регулярно навещают студентов, а заодно общаются с профессионалами в той сфере, по которой написана программа, и выясняют, не упущено ли что-то в ней. Более того, эксперты, беседуя с профессионалами, которые работают в конкретных компаниях, пытаются выяснить, смогут ли выпускники рассчитывать на место в этой фирме? Нет? Тогда что не так?

К преддипломной практике предъявляются еще более строгие требования – будущий специалист должен продемонстрировать, что он может работать самостоятельно, практически наравне с остальными сотрудниками. Перед ним ставится конкретная задача, которая должна быть решена за время стажировки. Она и является темой дипломной работы, а основным критерием оценки – ответ представителя фирмы на вопрос: пригодится ли вам этот дипломный проект? Если практическое применение ему найти сложно, то высокой оценки можно не ждать. Конечно, содержание практики напрямую зависит от будущей специальности: у врачей и артистов она проходит совершенно по-разному, но в любом случае все направлено на то, чтобы выпускник смог как можно быстрее найти работу и с первого дня полноценно выполнять свои обязанности.

Очень важно, что по требованию все той же аккредитационной комиссии вузы обязаны предоставлять всем будущим студентам честную информацию о возможностях трудоустройства и будущих условиях работы. Для этого в течение учебного года проводится несколько дней открытых дверей, школьники могут посетить вместе с первокурсниками занятия, встретиться с выпускниками или будущими работодателями.

Так что ответственность за трудоустройство возложена на вузы: если выпускники не могут устроиться на работу, вузы не проходят аккредитацию, перестают получать деньги из бюджета и закрываются. Невостребованные кадры не попадают на рынок труда, не нужно тратить деньги на их перепрофилирование и на пособия по безработице. Сэкономленные средства можно потратить на повышение качества обучения, а также на зарплаты в бюджетных организациях, что сделает их более привлекательными для высококвалифицированных кадров.

Текст: Анна Прийдак