Химия аромата

Химия аромата

31.10.2013 22:21
3754
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Досье

Кристоф Ладамиэль
Французский парфюмер, специалист по аромамаркетингу, лектор. Президент компании DreamAir (Нью-Йорк), основатель некоммерческой организации «Академия парфюмерии и ароматики», главный парфюмер компании «Аромако» (Москва).

Родился в 1969 г. в Клермон-Феране (Франция), в 1991-м получил диплом магистра химии в Европейском высшем институте химии Страсбурга. Продолжил образование в Технологическом институте Массачусетса, затем преподавал в Гарвардском университете, в 1997 г. получил диплом специалиста по креативной парфюмерии в Европейском центре Procter & Gamble в Брюсселе.

Автор ароматов Cool Spray for Woman Tommy Hilfiger (2001), Polo Blue for Men Ralph Lauren (2001, в соавторстве с Карлосом Бенаймом), Fierce Abercrombie & Fitch (2002, также в соавторстве с Бенаймом), а также Polo Blue for Men (2002), который в 2003 г. получил премию FIFI «Звезда года» и др. Создавал ароматы для клуба Pacha club (Ибица), Swissotel, премьер фильмов «Властелин колец» и «Парфюмер».

Как вы начали создавать свои ароматы?

— Я начал с изучения химии, а именно молекулярных свойств запахов. Поэтому после получения диплома магистра отправился учиться в международные парфюмерные компании – причем занимался не только духами, но и промышленными ароматами. Моими учителями были замечательные мастера своего дела – Карлос Бенайм, Пьер Бурдон, создавший такие известные во всем мире ароматы, как Cool Water Davidoff, Gianfranco Ferré Ferré, Dolce Vita, Joop! Homme, и София Гройсман — кстати, бывшая ваша соотечественница, эмигрировавшая в США — автор Eternity for Women, Tresor, Paris Yves Saint Laurent.

Чему вы научились у грандов?

— В первую очередь, они научили меня понимать значение ингредиентов, соотношение интенсивности и аромата. Иногда парфюмеры боятся использовать в духах интенсивные и недорогие ингредиенты, но мои наставники знали, как использовать даже какие-то технические запахи. Например, в составе аромата Cool Water есть ингредиент, который был элементом ароматической композиции средства для мытья полов!

О да, в конце 80-х – начале 90-х мода на свежие ароматы доходила до одержимости. А теперь все пахнут удовым деревом?

— Верно, в наше кризисное время большую клиентскую долю парфюмерного рынка составляют арабские страны, поэтому в моду вошли соответствующие ингредиенты, которые быстро завоевали популярность и за пределами Ближнего Востока. Кстати, десять лет назад я представил удовое дерево в Нью-Йорке, но тогда номер не прошел: там знать не захотели, что это такое.

А есть ли у вас любимые ингредиенты вне зависимости от моды?

— Я люблю морковное семя (оно, кстати, пахнет не так, как морковь, скорее как хорошее дерево), гардению, а вообще мне нравятся странные запахи. У меня есть свой секретный «огород» ароматов, которые я включаю в свои парфюмерные композиции наряду с созданными заново. Странные ноты есть в шоколаде, манго, их можно использовать так, что люди никогда не догадаются, что это за аромат. Я бы сравнил такие ноты с солью в кулинарии.

Можно ли говорить о том, что в парфюмерии есть свои стили, как в искусстве – барокко, импрессионизм, абстракционизм?

— По идее они должны существовать, но, понимаете, художники могут писать то, что им вздумается, а парфюмеры работают не на себя, а на корпорации, здесь больше коммерции. Но я убежден, что мы, парфюмеры, должны в конечном счете что-то делать и для себя, по вдохновению.

Вы создавали и продолжаете создавать не только духи, но и ароматы для бытовой химии, для помещений. Есть в такой парфюмерии свои особенности?

— Это эдакий парфюмерный хардкор! Духи и промышленная парфюмерия – это две совершенно разные цели, два разных стиля. Например, если вы создаете ароматическую композицию для чистящего средства или стирального порошка, аромат непременно должен вызывать ощущение чистоты. Кроме того, есть технические нюансы. Алкоголь, который используется в духах, очень хорошо сочетается с человеческой кожей. Но в составе какого-нибудь чистящего средства алкогольная основа испаряется, а вместе с ней и аромат, или то, что остается, может пахнуть совсем нехорошо. Поэтому при создании промышленных ароматов необходимо использовать довольно резко пахнущие ингредиенты. К тому же вся композиция должна стоить дешево, потому что это все-таки не духи, а стиральный порошок.

В связи с этим так и хочется спросить: могут ли отдушки или ароматы быть вредными для здоровья? Вызывать аллергию, например?

— До 70-х годов парфюмеры нередко использовали в своих творениях вредные добавки – например, свинец или асбест. Но сейчас вся парфюмерия производится под контролем дерматологов, поэтому на этот счет можно не волноваться. Кроме того, медицинская наука не зафиксировала ни одного случая, когда аллергия или астма были бы вызваны именно вдыханием парфюмерного аромата. Их могут провоцировать только твердые вещества, то есть взвеси, пыль, а не пары, которые представляют собой духи.

Вы занимаетесь не только парфюмерией, но и аромамаркетингом. Что это такое?

— Участок головного мозга, отвечающий за восприятие запахов, начал развиваться у человека (да и у всех живых существ) гораздо раньше, чем тот, что отвечает за мышление. Иными словами, восприятие запаха опережает процесс мышления. Запах воспринимают даже микробы, ведь первоначально он служит сигналом об опасности или возможности размножения, возможности выбора партнера. Ученые только начинают разбираться в том, как этот механизм работает. Запах сообщает людям множество информации на подсознательном уровне – он может вызвать определенное эмоциональное состояние, определенные ассоциации, заставить принять то или иное решение. Именно поэтому многие бренды заказывают парфюмерам разработку фирменных ароматов.

Есть ли какие-то профессиональные тонкости в ароматизации помещений?

 -Наибольшую сложность представляют ароматические свечи. Я занимался разработкой ароматов для них, но это, если честно, мой ночной кошмар, поскольку в этом деле существует масса ограничений. Нельзя использовать ароматы бергамота или лимона – у них слишком летучие химические формулы, может начаться пожар. То же сандал, когда попадает на кожу, пахнет замечательно, но когда горит – это совсем другая история. Что касается моды на ароматы для помещений – наиболее популярны яблоко, лаванда, специи.

Как звучал аромат, который вы создали для презентации знаменитого фильма «Парфюмер»?

— Так же, как пах Париж 1738 года: табаком, мочой, лошадьми…

И гости остались довольны?!

— Они перенеслись в другую реальность!

Беседовала Мария Желиховская