Китайский Альбион

Китайский Альбион

04.11.2013 18:10
2973
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Чунцину по самым скромным оценкам «всего» три тысячи лет, хотя люди начали жить здесь намного раньше – около 20-30 тыс. лет назад. Одно время здесь находилось легендарное царство Ба, затем – провинция Юй (и этот иероглиф теперь на региональных автомобильных номерных знаках). В 1190 году император Чжаодун из династии Сун дал городу нынешнее имя в честь своего восхождения на императорский престол: Чунцин означает «двойное счастье», или «повторяющаяся удача».

В 1890 году Чунцин стал первым открытым речным портом – река Янцзы является самой длинной рекой в Азии и третьей в мире (после Амазонки и Нила). Однако лишь немногие иностранцы рисковали забираться так далеко. Индустриальный бум здесь начался в 1928 году, тогда же Чунцин официально стал городом. В 1938, спасаясь от японской оккупации, сюда переехало правительство Гоминьдана, и в течение десятилетия город считался временной столицей Китайской Республики.

Чунцин многие годы добивался особого статуса. Вторым Шанхаем стать ему так и не удалось, однако в 97-м он отделился от провинции Сычуань и перешел под прямой контроль центрального правительства, которое теперь, в рамках амбициозного плана развития западной провинции Китая, собирается сделать из Чунцина «ворота на Запад», своеобразный китайский Чикаго. Город буквально осыпают деньгами в надежде на то, что экономический рост вызволит из нищеты десятки мелких городов и сотни деревень, расположенных в этом регионе. Миллиарды юаней вложены и продолжают вкладываться в инфраструктуру города, науку и промышленность, строительный бум не утихает до сих пор – чего стоит один Большой театр площадью 96 тыс. кв. м, который, по замыслу городских властей, должен стать такой же визитной карточкой города, как Оперный театр Сиднея.

Современный футуристический «трехмерный» пейзаж Чунцина контрастирует со Старым городом и речными доками, полными допотопных лодок, катеров и паромов. Старые жилые домики прилеплены к холмам, откуда с удивлением смотрят на сверкающие небоскребы и все эти массивные архитектурные мегапроекты, благодаря которым панорамный «открыточный» вид Чунцина составит конкуренцию любому мировому мегаполису. Под парящей в небе новенькой монорельсовой дорогой деловито снуют носильщики-банбаны. Эти банбаны – древняя достопримечательность Чунцина: никакие транспортные средства на колесах, от самых простых до современных, не помогут доставить груз до домов, построенных на крутых холмах. Поэтому вместо тележки, велосипеда или повозки рикши, как это принято в остальном Китае, в Чунцине используют единственно возможный способ «грузоперевозки», придуманный еще много столетий назад: толстую бамбуковую палку, которую на манер коромысла подвешивают на плечи. Раньше так таскали воду из речки домой, теперь так носят все что угодно. И со временем армия банбан, пополняемая жителями из окрестных сел и деревень, только растет: чем больше в городе туристов – тем больше у них работы, а на двух бамбуковых палках (если брать по одной в каждую руку) можно унести целых четыре чемодана.

Из-за особенностей городского рельефа – горы-холмы-реки – традиционных во всей Азии велосипедов здесь нет, зато особой популярностью пользуется профессия «моди» – экстремальных мотоциклистов-таксистов, которые могут подняться туда, куда ногами идти тяжело, а автомобиль не проедет. Пешком действительно иногда не доберешься даже до следующей улицы – приходится пользоваться эскалатором или лифтом ближайшего многоэтажного здания, имеющего два входа-выхода. Еще одна характерная черта Чунцина: на улицах не слышно автомобильных клаксонов – городские власти запретили их использование специальным указом.

Из-за очень высокой влажности и частых дождей Чунцин большую часть времени живет в густом тумане, за что получил прозвища «Столица туманов» и «китайский Альбион». История гласит, что именно благодаря туману город уцелел во время войны с Японией: японские бомбардировщики могли летать только днем, в ясную погоду. К туману в последние десятилетия подмешивается смог – в городе одних только автомобильных заводов пять штук, еще сорок производят автомобильные детали, а еще здесь три крупных металлургических гиганта и несколько десятков предприятий химической промышленности. Впрочем, ни туман, ни смог не мешают любоваться фантастическим закатом с многочисленных городских мостов.

Еще один уникальный вид транспорта в Чунцине – канатные дороги, висящие над реками. Из кабинок можно осмотреть город с головокружительной высоты, и лучше делать это дважды: при свете дня и с наступлением темноты. Чунцин действительно знает, что такое ночная жизнь: неоновые огни высоток, парящие в небе лучи прожекторов, очерченные огнями магистрали – и даже хозяева самых скромных домиков на холмах украшают их светодиодами. Все это отражается в воде (по которой плавают также опутанные раноцветным неоном паромы и пароходы) и в небе, создавая причудливую трехмерную картинку.

И сам 7,5-миллионный Чунцин, и прилегающие к нему районы (еще почти 33 млн жителей на 82 тыс. кв. км) становятся все более и более популярными у туристов всего мира. Наиболее посещаемые места – «Три ущелья», живописный район вдоль реки Янцзы (200 км в длину), а также наскальные рисунки и храмовый комплекс каменных скульптур в горах Дацзу с преимущественно буддийской тематикой, которые теперь входят во Всемирное наследие ЮНЕСКО. А вокруг города множество старинных буддийских монастырей.

В 2005 году китайские власти приступили к реализации проекта по созданию «Женского города» Shuangqiao в муниципальном районе Чунцина как туристической достопримечательности. Его девиз «Женщины никогда не ошибаются, а мужчины никогда не могут отказать женщинам». По словам одного из чиновников, «в провинции Сычуань и Чунцине традиционно доминировали женщины, а мужчины им подчинялись. Мы используем эту традицию для привлечения туристов и развития туризма».

Еще один туристический аттракцион в Чунцине – целебные природные источники, обеспечивающие температуру чуть выше температуры тела (39 градусов Цельсия). Посещение многочисленных спа-салонов включает в себя гидромассаж, массаж для ног с рыбками, ванны с молоком, красным вином, травами не ограничено по времени и стоит по московским меркам копейки. После прогулок по крутым чунцинским улочкам минеральный источник – самое лучшее завершение дня. А потом можно и продолжить прогулку – уже по сверкающему огнями ночному мегаполису.

Текст: Елена Савельева

Редакция благодарит за организацию поездки Дипломатическое представительство Государственного управления по делам туризма КНР.