Война скидок

Война скидок

27.11.2013 23:08
3152
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Супер- и гипермаркеты, вынужденные бороться за клиента, чтобы сохранить свою долю на рынке, развязали, как пишут местные СМИ, «войну скидок»: на итальянцев обрушилась лавина спецпредложений и бонусов, при помощи которых супермаркеты пытаются привлечь покупателя. Правительство тем временем, решая свои задачи по наполнению казны, только усложняет жизнь и предпринимателям, и их клиентам: еще в октябре НДС в Италии повышен с 21% до 22%.

В бой вводится не только уже ставшая привычной формула «возьми 2 заплати за 1», вытеснившая в условиях кризиса «возьми 3 заплати за 2», бонусные очки которые можно будет обменять в конце года на товары, действующие на протяжении небольшого периода времени скидки и суперскидки на определенный ассортимент, но и новинки вроде бонусного купона на бензин.

Несмотря на то что дисконтные супермаркеты единственные в своем секторе завершили первое полугодие с положительной динамикой роста +1%, они также активно участвуют в войне скидок, опасаясь, что продолжающийся кризис съест и этот жалкий процент. Так, Eurospin подарит дом победителю лотереи, участником которой можно стать, отоварившись в супермаркете на 25 евро, а его конкурент Lidl будет оплачивать покупки в течение 20 лет тому, кто угадает стоимость виртуальной потребительской корзины. Среди призов поскромнее — круиз по Средиземноморью для двоих, 10 тыс. купонов на покупки на сумму до 50 евро и 25500 единиц товара в подарок.

Среднестатистическая итальянская семья тратит за год на продукты питания и предметы домашнего обихода в среднем 6300 евро. Тщательно планируя свои покупки и пользуясь предлагаемыми скидками, которые нужно методично отслеживать, можно сэкономить от 700 до 1300 евро в год. Примечательно, что в одном и том же сетевом магазине в разных городах Италии — разные цены и разные скидки и спецпредложения. Впрочем, это неудивительно, ведь в условиях жесткой конкуренции ценовую политику верстают с оглядкой на маркетинговую стратегию расположенных рядом конкурентов.

В этом смысле выгодно совершать покупки во Флоренции, Пизе, Пезаро, Модене и Милане — годовая экономия на скидках составляет около 1000 евро. Ну а абсолютным лидером в этом списке признана Верона – здесь можно найти супермаркеты с самыми низкими ценами. Зато, скажем, в Аосте сэкономить больше 164 евро в год никак не удастся.

Затянувшийся экономический кризис меняет устоявшиеся привычки итальянцев. Многие из них стали «кочевниками», которые в поисках лучшей цены бродят из супермаркета в супермаркет, защищаясь таким образом от тисков кризиса.

Моя соседка синьора Мария всегда отправляется за покупками в субботу. Ей нравится шум и гам и оживление, царящее в магазинах. Заранее вооружившись цветными брошюрками супермаркетов с расписанными в них «promozioni e offerte», она методично объезжает 3-4 супермаркета, не исключая и дисконтный. Впрочем, в дисконтном она покупает только всевозможные мелочи для кухни и домашнего обихода: салфетки, бумажные полотенца, полиэтиленовые пакеты для мусора, прищепки. А вот жертвовать качеством продуктов Мария не готова: как и большинство итальянцев, она придерживается принципа «пусть немного, зато хорошего качества».

Несмотря на неиссякающий поток спецпредложений и скидок, обрушившийся на покупателей, прогнозы экспертов вовсе не радужные. Увеличение НДС, вызвавшее правительственный кризис (члены партии Берлускони в знак протеста против этого решения покинули кабинет министров), привело к очередному скачку цен и, как следствие, падению продаж. Президент крупнейшей итальянской розничной сети CoopItalia Марко Педрони считает, что в сложившейся ситуации война скидок станет еще интенсивнее – иначе уровень потребления не удержать.

У владельцев небольших магазинов, которые войну скидок вести не в состоянии, есть и другой выход – криминальный: продавать товар без чека или вбивать в чек заниженную стоимость товара. Местная налоговая полиция давно борется с этим явлением: когда-то за такую «хитрость» наказывали не только продавца, но и покупателя (максимальная сумма штрафа – 1032 евро). С 2003 года за подобное нарушение преследуется лишь собственник торговой точки, однако некоторые итальянцы до сих пор сохраняют чек по крайней мере до выхода из магазина: память о том, что у дверей может оказаться налоговый инспектор, крепка.

Текст: Ирина Будзивула