Остаться в живых

Остаться в живых

25.02.2015 16:37
3159
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Варварская практика умерщвления девочек в Индии неразрывно связана с традицией давать за невестой приданое – «даури». Официально его запретили еще в 1961 году, а с 1983 вымогательство приданого квалифицируется как тяжкое уголовное преступление. Но большинство индийцев живут по обычаям, а не по законам. «Даури» означает, что семья девушки должна выплатить определенную сумму семье ее будущего мужа и оплатить все свадебные затраты. А на свадебный пир в индийских деревнях зовут всех. Если в деревне живет 2 тыс. человек, то их всех и нужно пригласить.

После свадьбы дочь переезжает в дом семьи мужа, где и остается на всю жизнь, ухаживая за его родителями. Обязательства перед своими родителями есть только у сыновей. Если в семье нет сына, старики остаются одни, ухаживать за ними и содержать их некому.

Кроме того, мужчины в Индии больше зарабатывают, наследуют семейный бизнес, а также фамилию. Они – продолжатели рода. Получается, что иметь дочь в Индии могут позволить себе только очень состоятельные люди, у которых уже есть как минимум один сын. Вот почему до сих пор во многих деревнях, особенно на севере Индии, новорожденных девочек убивают.

Этот чудовищный обычай общеизвестен и негласно одобряем в бедных районах. У него даже есть название – Penn sisu kolai. Младенцам дают какую-то специальную смесь из рисовых оболочек, которая разбухает у них в желудке. Такую смерть очень легко списать на несчастный случай – задохнулась, подавилась. Иногда применяют yerakkam paal – молоко, отравленное олеандром, а также пестициды или снотворное, оставляют на холоде, завернутыми в мокрое полотенце. Конечно, патологоанатомы могли бы обнаружить истинную причину смерти, но вскрытие никто не делает. Полиция попросту закрывает глаза на происходящее.

Между тем факты остаются фактами. В 2006 г. британский медицинский журнал The Lancet писал, что за последние 20 лет в Индии исчезли 10 млн младенцев женского пола – это полмиллиона в год. По статистике в 2011 г. в Индии было зарегистрировано 919 девочек на каждую тысячу мальчиков (в 1961 году их было 976). В отдельных местах соотношение женщин и мужчин еще красноречивее: в деревне Хариана (Haryana) – 861 к 1000. В Чандигаре (Chandigarh) – 773 к 1000. В Дамане (Daman) и Диу (Diu) – 709 к 1000. В этих местах многие матери считают, что лучше младенцев умертвить, чем дать им жизнь, полную лишений и страданий, в которой их ждет только нищета и унижения. И явление это не ограничено лишь кастой или материальным положением. Известны случаи, когда состоятельные люди убивали свою третью или четвертую по счету дочь.

Как раз по этой причине определять пол будущего ребенка в Индии запрещено законом. Аборты, если мать и плод физически здоровы, также запрещены. Однако за деньги можно нелегально устроить и то, и другое – что и практикуется в крупных городах. Поскольку называть пол плода врачам запрещено, используются чернила разного цвета: если врач выписал рецепт синей ручкой – он увидел мальчика, красной – девочку.

Кроме того, в Индии есть возможность без рецепта купить в аптеке за 500 рупий препарат, вызывающий выкидыш.На улицах индийских городов можно встретить такие рекламные щиты: «Потрать 500 рупий сейчас и сэкономь 50 тыс. в будущем». Это можно перевести так: «Ультразвук по определению пола стоит $10, а приданое обойдется в $1 тыс.». Однако для большинства женщин из бедных деревень даже УЗИ и аборт – слишком дорогостоящие процедуры.

Справедливости ради надо отметить, что традиция давать за невестой приданое есть не везде. Например, на северо-востоке страны она не прижилась совершенно, и, соответственно, проблемы с девочками там тоже нет. По сети ходят ролики о том, как отдельные города в штате Керала также избавляются от традиции «даури».

Любопытно, что когда-то давно во всей Индии было не принято давать приданое: наоборот, за невесту полагался выкуп, своего рода компенсация ее семье, которая лишалась пары рабочих рук. Как именно в стране зародился этот обычай, неясно. Известно лишь, что поначалу он был распространен среди высших каст, но при этом все еще носил характер добровольного подарка. Все изменилось с приходом англичан, которые решили унифицировать законодательство в Индии. Под их давлением приданое было признано законным, а выкуп запретили. Традиция «даури» была насильственно внедрена повсеместно.

Одним из последствий этих процессов стало то, что положение женщины в современной Индии среди низших каст и особенно в сельской местности оказалось очень уязвимым. Закон о приданом оказался в прямом смысле убийственным. «Даури» из подарка превратилось в платеж, который родственники жениха стали требовать в обязательном порядке. Со временем стоимость приданого непомерно возросла: теперь это уже не только одежда, золотые украшения и мебель, а огромные суммы денег, автомобили и так далее. С его помощью можно шантажировать семью невесты, увеличивая размер «даури» накануне свадьбы (а расторгнутая помолвка оборачивается позором на всю жизнь как для самой девушки, так и для всей ее семьи). Приданое стало источником хорошего заработка, что привело к другой ужасной практике: молодая жена могла «внезапно» погибнуть от несчастного случая вскоре после свадьбы, а у семьи ее мужа появлялась возможность женить его во второй раз. Количество смертей молодых женщин по причине «случайного пожара на кухне» или «самосожжения» (в Индии это традиционный способ женского суицида – по примеру богини Сины) стало таким большим, что, например, в Калькутте начальник местной пожарной охраны пожаловался на то, что из-за «горящих факелов», выбегающих из дома на улицы, в городе стало случаться слишком много пожаров. В результате власти Индии приняли закон, по которому суицид или несчастный случай с женщиной в течение семи лет после свадьбы расследовались особо, с обязательным возбуждением уголовного дела.

В 1988 году в одном из индийских штатов произошел вопиющий случай: повесились три сестры 18, 20 и 22 лет. Девушки не смогли вынести давления со стороны общества и переживаний родителей: ведь для каждой из них надо было собрать примерно 50-70 тыс. рупий приданого, а их отец зарабатывал всего 4 тыс. в месяц. О том, что замуж можно и не выходить, они не могли и помыслить…

Федеральные и региональные власти предпринимают попытки изменить ситуацию к лучшему. Так, в деревнях штата Тамил Наду стали открываться пункты, куда можно отдать детей на усыновление. Однако за первый год эксперимента там было оставлено всего лишь семь девочек, а сотни младенцев, как и прежде, «исчезли» после рождения. Активисты критикуют этот эксперимент, справедливо указывая на то, что они лишь провоцируют избавление от младенцев вместо того, чтобы изменить статус девочек в обществе в целом. Но в то время как в Тамил Наду делается хоть что-то, в других штатах тема младенческой смертности просто замалчивается. Среди мер федерального уровня можно отметить программу Ladli Laxmi Yojana, в соответствии с которой девочка в первые пять лет получает от государства 6 тыс. рупий, при поступлении в школу (которая, кстати, для девочек стала совершенно бесплатной) и по окончании обучения ей также выплачиваются дотации, и, наконец, в 21 год ей вручают сто тысяч рупий.

Как уже говорилось, в больших городах Индии можно увидеть современно одетых женщин. Они работают, получают образование и ходят в ночные клубы. В некоторых кругах, в основном среднего класса, появление дочери стало радостным событием. Кроме того, уменьшение количества женщин частично стало приводить к тому, что в некоторых случаях семья невесты может отказаться выплачивать приданое. Но несмотря на это, когда молодые женщины сталкиваются с вербальным или физическим насилием, многие боятся жаловаться или заявлять в полицию: люди могут подумать, что они сделали что-то неподобающее, чтобы привлечь внимание мужчин. В Индии (как, замечу, и в России) часто встречается шовинистическая точка зрения, что женщина сама виновата в том, что ее изнасиловали – тем, что была не в том месте не в то время, была не так одета или не так себя вела… Увы, предрассудки в индийском обществе по-прежнему очень сильны.

Советы путешественницам

Хотя во многих штатах, особенно в европеизированном Гоа, обстановка вполне доброжелательная, путешествовать женщинам в одиночку по Индии я не советую. Повышенное внимание вызывает белая женщина с индусом – на такую пару обычно смотрят с неодобрением (последствия колонизации до сих пор не забыты). Полиция может придраться к вам с одной целью: получить с вас деньги. А если народ вокруг не сильно образованный, возможны эксцессы.Если вы не в Гоа, надевайте закрытую одежду, даже если жарко. Лучше всего – длинную юбку или штаны с платьем, на голову – платок. К вам могут подходить люди – и мужчины, и женщины, и просить с вами сфотографироваться. На вас могут показывать пальцем дети. Чем меньше и провинциальнее населенный пункт, тем чаще на вас будут обращать внимание. Дело в том, что 90% местных женщин носят традиционную одежду – сари или salwar kameez (шаровары с длинным топом), и практически у всех – длинные черные волосы. Отклонение от этой «нормы» и порождает настырное любопытство, к которому надо быть готовой.

Текст: Валерия Старовойт