Бунтарский дух музыки Ямайки

Бунтарский дух музыки Ямайки

16.03.2015 22:17
2900
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Именно тогда появились на острове первые переселенцы из Западной Африки и европейских стран, создавшие свою неповторимую культуру, которая впоследствии впитала элементы народного творчества выходцев из Старого и Нового Света.

Четыре века в истории Ямайки – века рабства и колониализма. В 1517 году испанцы начали заселение этого небольшого острова, расположенного между Кубой и Гаити, привезя с собой тысячи рабов, большинство из которых были выходцами из Западной Африки. В 1655 году, когда испанцы были вынуждены уступить Ямайку англичанам, многие рабы обрели свободу, укрывшись в горах, недоступных для поработителей. Так образовалась небольшая свободная община, жившая охотой и рыболовством. Членов общины называли маронами.

Песни и священные ритуалы маронов вылились в стиль рэгге. Последний же сам по себе явился частью новой «идеологии» — «антиколониальной, антиимпериалистической, антикапиталистической», направленной против любых форм эксплуатации и гнета. Люди, придерживающиеся этих идей, узнают друг друга по оригинальной прическе из скрюченных косичек.

Рэгге – особый стиль фольклорной рок-музыки, типичной для Ямайки. Слова песен – настоящие политические лозунги, призывающие к восстановлению африканских корней в ямайской культуре.

Но как случилось, что четыре века жизни вдали от родины не ослабили привязанностей обитателей Ямайки к Африке? Певец и гитарист Джимми Клиф отвечает: «Это чувство заложено в нас очень глубоко. У каждого из нас есть уверенность, что родина его предков – та или иная страна за океаном. Для нас же всех это может быть только Африка».

Тема прародины, тема Африки часто встречается в текстах рэгге. Музыка рэгге вобрала в себя музыкальные традиции народов, живущих в бассейне Карибского моря, в которых, в свою очередь, чувствуется сильное влияние культуры маронов. На основе кубинской, латиноамериканской, ямайской музыкальной культур возник новый вид исполнения, в котором преобладают ударные инструменты. 

Рэгге родился в ямайских гетто и, будучи порождением бунтарского духа их обитателей, стал боевым ритмом. На ямайский стиль оказал поистине гипнотическое воздействие драматический, завораживающий бой африканского барабана.

В известной ныне форме рэгге появился лишь в 60-е годы нашего века, однако еще задолго до этого его возникновение было предопределено значительными изменениями в стиле «ска», когда-то широко распространенном на острове. Фирмы, производящие пластинки, сразу же почувствовали большую выгоду, которую может принести эта столь оригинальная музыка. Но их смущал революционный дух рэгге.

В середине 60-х годов эти фирмы предприняли первые попытки выхолостить из рэгге элемент бунтарства, использовать национальную ямайскую музыку в спекулятивных целях. Английская фирма грамзаписей «Айленд рекордс» создала свою студию в Кингстоне, столице Ямайки, и начала диктовать там собственные законы.Наиболее известный исполнитель рэгге Боб Марли, по замыслам «Айленд рекордс», должен был стать послушным орудием для рекламы. Используя в качестве трамплина Соединенные штаты и Великобританию, где живет много ямайцев, коммивояжеры фирмы ринулись на штурм западного рынка, где люди, по словам босса из «Айленд рекордс» Криса Блэкуэла, «потребляют эту музыку, как сандвичи с сосисками». Так появился коммерческий рэгге, ориентированный на западного обывателя и призванный удовлетворить его потребность в щекочущей нервы экзотике, но не испугать при этом «революционностью» страстных ямайских ритмов…

«АФРИК-АЗИ», ПАРИЖ.

За рубежом, 1980, № 7.