Спасение электричек

Спасение электричек

28.05.2015 23:57
5313
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
japan_train (1)

В апреле был запущен очередной участок синкансэна «Хокурику», который в рекламном ролике приветствует вся страна. Между тем именно он стал причиной отмены курсировавших в том же в регионе ночных поездов со спальными вагонами и нескольких местных электричек. Не выдерживая конкуренцию со сверхскоростной рентабельностью, они отправляются на покой.

Однако у кого-то и синкансэн может вызвать разочарование. Помню, как расстроился мой трехлетний сын, едва шагнув в салон синкансэна «Асама». «Как в самолете, ничего не видно», — констатировал он и попытался выйти. Успокоили мы его тем, что пообещали через пару станций сойти и пересесть на старую добрую электричку небольшой провинциальной линии «Коуми». Линия эта, как и многие другие локальные ветки японских железных дорог, переживает нелучшие времена: в последнее десятилетие число ее постоянных пользователей неуклонно сокращается.

Между тем «Коуми» является самой высокой железной дорогой Японии, построенной компанией JR. Из окон поезда открывается вид на Фудзияму и музей Шелкового пути. Казалось бы, если не местных жителей, то уж туристов она точно должна привлекать. Увы. Пока «Коуми» спасает лишь то, что она входит в огромную JR: компания компенсирует ее убыточность за счет миллионных прибылей линий в токийском мегалополисе. При этом минимальная стоимость проезда одной остановки на «Коуми» составляет 210 иен (около 100 руб), а на линии JR в Токио — 140 иен (примерно 66 руб).

А вот другая региональная железнодорожная ветка – «Идзуми», проходящая вдоль полуострова Босо, управляется местной частной компанией, и ее вагоны оклеены плакатами с весьма своеобразной саморекламой: «Здесь есть то, что называется ”ничего нет”». 26,8-километровую «Идзуми» долгое время называли «районными ногами», потому что пользовались ею только местные жители. Сегодня она повернулась лицом к туристам. Вернее, повернул ее Торидзука Акира, избранный пять лет назад новым президентом компании. Был проведен открытый конкурс, в котором приняли участие 123 кандидата со всей Японии. Победил антикризисный план Торидзука. Из опыта привлечения авиапассажиров он позаимствовал «ужины», пустив в рейс поезд-ресторан итальянской кухни с известным шефом и устроив в личном блоге обсуждение содержимое нового «экибэн» — станционного ланча с местными деликатесами, коробочку которого можно купить только на линии «Идзуми». Владельцам линии он предложил также то, о чем, вероятно, мечтал сам: дать возможность всем фанатам железных дорог стать машинистами, заплатив за обучение 7 млн иен. Это отчасти решает и кадровую проблему: штат компании таким образом пополнился четырьмя машинистами.

А еще Торидзука для привлечения туристов предложил закупать отработавшие свое поезда и вагоны эпохи Сёва: у легендарного вагона «Киха-28», который теперь ходит по «Идзуми», большое количество поклонников.

Но покупка даже старого поезда – немалые затраты. Чтобы купить паровоз, удовлетворяющий запросы современных железнодорожных фанатов, потребуется как минимум миллиард иен, сетовал Торидзука в одном из своих интервью. Покупать паровоз он пока не стал, а просто оклеил один из имеющихся картинками с Муми-троллем, объяснив, что они как нельзя лучше подходят к цветущему пейзажу, на фоне которого проходит линия. А заодно привлекает одиноких 30-летних женщин, среди которых этот персонаж пользуется небывалой популярностью. Специально для старшеклассниц другой поезд был оклеен фотографиями начинающих поп-певцов из группы «Джонни’з Джуниор». В результате количество пассажиров находящейся в упадке линии ежегодно увеличивается на несколько десятков процентов.

Другая убыточная частная региональная линия «Альпико-Камикоти», что в префектуре Нагано, три года назад придумала свою анимэшную героиню. Ей дали имя Нагиса Эндо (название конечных станций) и голос популярной сейю (актрисы озвучивания) Нитта Эми, уроженки той же префектуры. Благодаря известности сейю, за твиттером которой следит 100-тысячная армия фанатов, прославилась и Нагиса Эндо, а вместе с ней и Камикоти-сэн. Спустя два года здесь отметили, что среди пассажиров стало больше 20-30-летних, а общее количество пользователей линии со среднегодовым показателей в 1,5 млн человек увеличилось на 140 тысяч.

Светлана Хориэ