На двух морях

На двух морях

02.09.2010 17:12
2753
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Позволить себе не только это, но даже скромную квартиру может далеко не каждый: Италия давно считается одной из самых дорогих стран старой Европы. Поэтому за “дачей у моря” наши соотечественники привычно отправляются в Черногорию, Хорватию и Болгарию. И очень удивляются, когда им вдруг предлагают Италию по той же цене.

В южной части Апеннинского полуострова, на самом носу итальянского “сапога”, которым он пытается пнуть соседку-Сицилию, находится Калабрия. Еще недавно она считалась отсталой аграрной провинцией, вся остальная Италия относилась к ней как бедному родственнику-деревенщине – свысока и немного стесняясь перед другими. Туристы сюда не доезжали: северные итальянцы предпочитали отдыхать на престижных курортах Сардинии, Лигурии и Адриатики, а иностранцы отправлялись за архитектурно-художественными сокровищами, романтикой и dolce vita в Рим, Флоренцию и Венецию. Миру Калабрия если и была известна, то лишь как родина бергамота и мафии с труднопроизносимым именем ндрангета, своим могуществом превосходящей сицилийскую коза ностру. Но именно благодаря многолетней заброшенности Калабрия сейчас – один из самых чистых уголков Старого Света.

Маленькой Калабрии досталось целых два моря: Ионическое и Тирренское. Сами калабрийцы уверяют, что они отличаются друг от друга, как небо и земля: бирюзовые воды Тирренского более холодные и соленые, чем аквамариновые волны Ионического. Впрочем, не обязательно верить местным жителям на слово, легко проверить самому: в районе города Ламеция находится самая узкая часть Апеннинского полуострова, здесь между двумя побережьями – час-полтора пути. Искупавшись в Тирренском, можно пообедать и отправиться к Ионическому. А если в центре перешейка забраться на холм (или просто на какую-нибудь крышу виллы повыше), то можно увидеть оба моря сразу.

От Сицилии Калабрию отделяет прославленный Гомером Мессинский пролив – часть пути легендарного царя Итаки пролегала именно здесь. Подплывая к проливу со стороны Тирренского моря, Одиссей чуть не стал жертвой сладкоголосых сирен, затем у рыбацкой деревеньки под названием Сцилла (Шилла по-калабрийски) одноименное чудище проглотило шестерых его спутников, а ближе к берегам Сицилии кораблям не давала проходу злобная Харибда. Сейчас морские твари присмирели, и буквально “между Сциллой и Харибдой” спокойно плавают взад-вперед кораблики и паромы, перевозя желающих с одного берега на другой. У города Реджио-ди-Калабрия до сих пор живет коварная Фата Моргана, и если на рассвете встать на берегу и посмотреть в сторону сицилианской Мессины, то при тихой погоде можно увидеть знаменитый мираж. Популярность этого места давно не давала покоя итальянскому правительству, и недавно оно, наконец, окончательно решилось соединить Сицилию с Калабрией мостом. Он обещает быть самым большим подвесным мостом в Европе – больше 3 км в длину.

Туристические буклеты Калабрии могут обходиться без текста вообще, достаточно одних картинок. Причудливое сочетание всех оттенков зеленого, синего, желтого и красного: пшеничные поля, оливковые рощи и фруктовые сады, окруженные горами с одной стороны и морем с другой… Среди всего этого великолепия вереницей красных черепичных крыш спускаются к воде калабрийские городки, дома которых с берега выглядят как продолжение скал, а скалы, в свою очередь, – самые настоящие балконы с видом на море. Жизнь в этих городках совсем не похожа на шумную и суетливую жизнь Севера. Здесь пока нет многоязычных туристских толп, здесь в ресторанах и пиццериях готовят так, как готовят дорогим гостям у себя дома, окна украшены вывешенным на просушку красным перцем, а на главной площади неторопливо пьют свой послеобеденный кофе и режутся в карты пенсионеры. Нет-нет, туристов много, но они пока желанные гости, а не варвары-захватчики, экскурсионными ордами вытеснившие горожан с центральных улиц.

***

В последние годы Калабрия начала стремительно терять звание беднейшей и набирать популярность у иностранных инвесторов. С одной стороны, национальное правительство, а затем и Евросоюз наконец-то решили заняться социально-экономическим развитием итальянского Юга: до 2013 года в реконструкцию дорог, модернизацию аэропортов, медицину, образование, туризм и прочее инвестируют порядка 20 млрд евро. С другой стороны, несколько лет назад Калабрию открыли для себя туристы, и теперь она быстрыми темпами превращается в один из крупнейших европейских курортов. Когда туристический бум только начинался, Калабрия оказалась не готова к сезонному наплыву гостей: гостиниц и отелей было мало, частный сектор не справлялся. В регионе развернулось строительство, курортная недвижимость пошла нарасхват, и многие заговорили о том, что Калабрия сейчас – это Испания 20 лет назад со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это верно, но лишь отчасти: калабрийские власти не спешат повторять весь испанский опыт в целом и делают все возможное, чтобы побережье двух морей не превратилось в сплошную полосу бетонной застройки.

Значительную часть территории Калабрии – почти 42% – занимают горы, еще 49% – холмы. Земля в Калабрии по своему назначению разделена на сельскохозяйственную, жилую и курортную, и переход из одной категории в другую строго запрещен. Еще здесь три национальных природных парка. Если сложить все это вместе, то понятно, почему совокупность земель, на которых можно строить, не превышает 3%. Прибавьте сюда запрет на строительство домов ближе, чем в 300 метрах от моря (действует недавно, так что тот, кто успел построить и купить домик на побережье – счастливчик!) и запрет на многоэтажность (а значит, тут никогда не будет высотных отелей, заслоняющих вид на море или горы) – очевидно, что массового строительства и перенасыщения рынка в Калабрии ожидать не приходится. Подобные ограничения еще больше подогревают покупательский интерес к региону. По словам директора российского представительства компании VFI Europe Дмитрия Богатова, высокая популярность Калабрии объясняется не только количеством солнечных дней в году и прекрасной экологией, но и гарантиями, которые предоставляет итальянское правительство, заинтересованное в привлечении частного иностранного капитала: благодаря местным законам и активной работе контролирующих органов недобросовестный застройщик в принципе не может работать на этом рынке.

Эксперты называют Калабрию “будущей Тосканой” и пророчат ей все большую популярность среди иностранных любителей “домика у моря”. Пока еще этот домик тут можно купить в три раза дешевле, чем в северных областях: $60-70 тыс. за квартиру с одной спальней – таких цен на курортную недвижимость давно нет не только в самой Италии, но и в столь любимых россиянами Испании и Черногории. По словам Натальи Завалишиной, генерального директора компании МИЭЛЬ-DRM, Калабрия – одно из немногих мест в мире, где стоимость недвижимости даже немного росла во время кризиса. Впрочем, всему итальянскому рынку удалось счастливо избежать падения цен и покупательского спроса. И объясняется это просто: кризис кризисом, а Италия всегда будет оставаться местом, где каждый мечтает купить себе дом.

Как добраться до Калабрии

В Калабрии два международных аэропорта: Ламеция-Терме (Lametia Terme) и Реджо-ди-Калабрия (Regio di Calabria), куда летают самолеты из большинства европейских городов. Из Москвы можно лететь с пересадкой в Риме или напрямую, чартером – и тогда перелет займет не больше 3,5 часов.

Текст: Полина Маркова