Восемь дней в Пусане

Восемь дней в Пусане

09.11.2010 10:37
2714
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Бренд, ныне известный во всем кинематографическом мире, сохраняется. Это один из самых мощных азиатских фестивалей, куда съезжаются первые люди страны.

Фестивальная мода давно уже обращена в сторону Востока. На фильмы из Китая, Таиланда и Кореи – особый спрос. В России главным образом известно имя Ким Ки Дука, фильмы которого постоянно представляют Корею на мировых фестивалях, а потом выходят в наш прокат. Но в самой Корее отнюдь не Ким Ки Дук является режиссером номер один. Его там словно не замечают, считают эпатажным, не отражающим корейский дух и суть корейской кинотрадиции. Там немало и других режиссеров, таких, например, как Ли Чан-донг, картина которого «Поэзия», без преувеличения – выдающаяся, и на Каннском фестивале была отмечена в мае, и в Пусане ее представили. Вообще, главный интерес для многих гостей фестиваля представляет именно корейское кино – самобытное, часто с необъяснимыми поступками героев, не совпадающими с нашими представлениями о жизни. Но фестивальная программа многообразна, в ней представлены самые разные течения мирового кино, хотя азиатского — прежде всего. На этот раз здесь состоялась 101 мировая премьера, а всего показали более 300 картин, причем самых диковинных кинематографий.

Курдская спецпрограмма включала 8 игровых и документальных фильмов, самый известный среди них — «Половина Луны» Бахмана Гобади. Приезжала и группа поддержки — целый отряд певцов, музыкантов и танцоров, приобщали публику к национальной курдской культуре прямо на берегу моря. У каждой кинематографии – свои покровители и почти всегда своя фестивальная «Ночь». «Тайскую Ночь», на которую пригласили едва ли не весь фестиваль, украсила принцесса Таиланда Уболратана Ратчаканья. Легендарный испанский режиссер Карлос Саура в Пусане представлял программу, посвященную 60-летию корейско-испанских дипломатических отношений. В спецпрограмму «Кинематограф либерализма», подготовленную по случаю 20-летия установления дипломатических отношений между Чехией и Южной Корей, собрали самые заметные чешские картины разных лет. 20 лет исполнилось и русско-корейским дипотношениям. В честь этого события Ассоциация русско-корейской дружбы, базирующаяся в Сеуле, дала торжественный ужин в дни фестиваля, на котором присутствовало совсем немного наших соотечественников в лице посла и консула, немногочисленных участников фестиваля из России. Пять российских фильмов: «Перемирие» Светланы Проскуриной (она лично представляла картину), «Гастарбайтер» Юсупа Разыкова, «Край» Алексея Учителя (фильм представляла немецкая актриса Аньорка Штрехель, сыгравшая там роль немецкой девушки, затерявшейся в тайге), «Жить!» Юрия Быкова и «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского показывали вне конкурса. Алексей Попогребский входил с состав жюри нового для Пусана конкурса «Flash Forward», куда включили исключительно европейское кино и один австралийский фильм – задачи этого конкурса пока остаются туманными. Компанию ему составили боснийка Ясмила Жбанич, чья картина «Грбавица» получила в 2006 году «Золотого Медведя» Берлинале, директор американского фестиваля независимого кино «Санденс» Джон Купер и другие заметные люди.

Иранский классик Аббас Киаростами представил в Пусане последнюю свою работу «Заверенная копия», снятую в Европе с Жюльетт Бинош в главной роли, которую отметил недавний Каннский фестиваль. Бинош дала мастер-класс и оставила отпечаток руки, который потом украсит аллею звезд, где уже собраны оттиски ладоней самых выдающихся кинематографистов мира. С Киорастами она вела так называемый «открытый разговор» прямо на берегу моря, в котором есть шанс поучаствовать не только аккредитованным на фестивале гостям и участникам, но и любому из прогуливающихся в этот час по набережной человеку. Посетил Пусан Оливер Стоун c фильмом «Уол-Стрит: Деньги не спят». Тайваньский режиссер, уроженец Малайзии, автор скандально знаменитого «Капризного облака» Цай Минь-лянь отмечен наградой, ежегодно присуждаемой режиссерам из Азии. В этом году именно он назван лучшим среди них. Американский актер Уиллем Дефо, «человек с тысячью лиц», как его позиционировали в Пусане, прибыл в сопровождении молодой жены – режиссера из Италии Гиады Колагранде. В ее фильме «Женщина» Дефо сыграл роль загадочного, если не сказать демонического писателя, живущего воспоминаниями и страхами, связанными с покойной женой. И даже юная любовница-американка не в силах развеять «шепоты и крики», поселившееся в его душе, более того, она и сама становится их заложницей. В Пусане побывала Айшвария Рай — «бриллиант Болливуда», как ее тут называли, входящая в десятку самых красивых женщин мира, по мнению ряда авторитетных британских журналов. Ее сопровождал не менее известный муж, оставшийся на сей раз в тени, — индийский актер Абхишек Баччан. Они представляли картину индийского классика Мани Ратмана «Дьявол». Интересно, что она была показана с двумя названиями «Raavan» и «Raavanan» и на двух языках. На хинди – это уже известная версия по Венецианскому фестивалю, и на другом распространенном на юге Индии языке – тамильском. Картины на двух языках не идентичны. Айшвария Рай занята и в той, и в другой, а вот мужскую роль в тамильском варианте сыграл не ее муж, а совсем другой актер. Болливуд может себе такое позволить. Из Европы в Пусан пригласили 26 актеров и режиссеров. Среди них — исландский классик Фридрик Тор Фридрикссон.

Еще до начала фестиваля за 18 секунд через интернет были раскуплены билеты на фильм открытия «Под боярышником» китайского режиссера Чжана Имоу. Места на снятую в США корейско-китайскую картину «Поздняя осень» разошлись за 5 секунд. Фильму закрытия «Камилла», состоящему из новелл режиссеров Таиланда, Японии и Кореи, понадобилось 3 минуты 58 секунд, чтобы не осталось свободных мест. И это в гигантском зале под открытым небом, рассчитанном на пять тысяч зрителей. Корейцы, если уж пришли в кинозал, ни за что из него не уйдут, пока фильм не закончится. Все досматривают до конца. А еще они боготворят своих актеров, корейское кино для них – важнейшее из искусств. В Гранд-отеле, где размещают всех прибывших звезд, и который называют Домом звезд, целями днями толпятся поклонницы – юные и пожилые. Некоторые приезжают из Японии, чтобы посмотреть на своих кумиров. Кумиры, чаще всего, — совсем юные существа, утонченные мальчики, которых мы не знаем, но которые снимаются в корейских сериалах. Их встречают с криками и слезами на глазах, но кричат не сходя с места, под ноги звездам не бросаются, так что неприступные секьюрити здесь просто лишние. На пляже, где расположен один из павильонов фестиваля и где проходят многие мероприятия, в том числе и для публики, каждый год возводят из песка гигантские «пирамиды», в которые словно впечатаны головы звезд. На этот раз в песочной конструкции с трудом угадывались образы Жюльетт Бинош и Айшварии Рай. Чтобы распознать их, потребовалось прочитать надпись на песке, иначе можно нафантазировать что угодно. Кореянки бродили около этих скульптур, пытаясь угадать, кто же перед ними: Айшварию Рай принимали за Анджелину Джоли, а Бинош лучше бы себя в песочном исполнении и вовсе не видеть.

Прощание с принцем Пусана

Нынешний юбилейный кинофестиваль — последний для его основателя и директора господина Кима Донг-хо. Его тут называют принцем Пусана, Восточным тигром (исходя из толкования имени), добрым дядюшкой Кимом. Каждому показу предшествовал коротенький анимационный фильм, героем которого был Ким Донг-хо. Вот его подбрасывает на церемонию открытия фестиваля мотоциклист, директор снимает желтый шлем, приглаживает волосы, идет по звездной дорожке, где его ждут сотни людей. Начать фестиваль без него невозможно. Дородная продавщица арбузов приветственно вытягивает руку, размахивает ею, как кувалдой. Она такая колоритная, что кое-кто из гостей фестиваля «опознавал» ее на рынке – главной достопримечательности Пусана. В основе этого фильма — подлинная история, случившаяся на одном из первых фестивалей, когда сложный трафик не позволил господину Киму в нужный час прибыть на церемонию открытия.

Текст: Светлана Хохрякова