Метеорология — наука точная

Метеорология — наука точная

25.11.2016 13:37
2995
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Развитие космической связи, создание мощных электронно-вычислительных машин дают метеорологам возможность строить расчеты на все более точных и всеобъемлющих данных, позволяют прогнозировать погоду на долгий срок.

Антенна, похожая на телевизионную, небольшой приемник и печатающее устройство — вот все оборудование, необходимое для того, чтобы получить готовую карту погоды на ближайшие 12 часов. Метеосводки составляются самостоятельно, ибо все данные приходят с неба в виде 11 фотографий.

Простейшая (и недорогая) установка такого типа может удовлетворить не только частных лиц, но и пилотов и капитанов кораблей. Более сложные автоматические станции типа «АПТ»тоже уже получили признание: их сегодня насчитывается больше двух тысяч в США, Канаде, а с недавних пор в Западной Европе и Японии.

Существует мини-модель этого приемника, собранная на транзисторах. По величине она не больше портативной пишущей машинки, без труда помещается в багажнике автомобиля и на ходу принимает фотографии участков неба в радиусе до пяти тысяч километров. Новый метеорологический спутник «Тирос-М» поддерживает связь с «АПТ» как днем, так и ночью, ибо он постоянно находится в одной и той же плоскости по отношению к Солнцу. Ее орбита наклонена к западу на 78° 24’ к плоскости экватора, а скорость обращения вокруг Земли равна 115 минутам.

Благодаря набору разных камер, а также инфракрасным радиометрам «Тирос-М» работает 71 минуту ночью и 48 минут днем; за каждый оборот спутник облетает примерно равные зоны ночного и дневного полушарий. За 24 часа он дважды пролетает над одной и той же точкой земной поверхности — один раз днем, второй раз ночью (гироскопическая система удерживает камеры и другие датчики в таком положении, что они постоянно направлены на Землю).

На снимках, получаемых с «Тироса-М» воспроизведено лишь то, что доступно взгляду, -облачные массы, направление их движения. То есть то, что видел и «читал в небе тренированный глаз крестьянина, который редко ошибался. Мы должны заново учиться «читать» в небе вооружившись аппаратурой, которая позволяет нам одним взглядом окинуть участок  радиусе пяти тысяч километров. По 11 фотографиям мы не только узнаем, что к северу от линии Бордо-Будапешт стоит ненастная погода, но и сможет определить, что продержится она добрых трое суток.

Предел остроты нашего взгляда не зависит от спутника «Тирос-М» и приемных наземных станций. Он- в неумении читать детали (не расшифрованными остаются более 60 процентов деталей, имеющихся на этих превосходных снимках); большинство элементов, из которых складывается «хорошая» или»плохая» погода, нам непонятно или неизвестно.

Первый метеорологический спутник был запущен 10 лет назад. С тех пор удалось предсказать образование четырехсот тропических бурь. Безусловно, в 1250 тысячах фотографий (порой нечетких), сделанных на сегодняшний день метеоспутниками «Тирос» и «Эсса», содержались и другие полезные сведения. К сожалению, многое ускользнуло от нас, а многое застревало в недостаточно совершенных электронно-вычислительных машинах.

Через десяток лет появятся новые гигантские ЭВМ, способные мгновенно обрабатывать данные, необходимые для долговременного прогноза погоды. Характерная цифра: точное предсказание погоды на два-три месяца вперед, которое позволит надежно организовать работу сельского хозяйства, промышленности и торговли, даст выигрыш в миллиарды долларов.

В 1968 году правительствами различных стран было израсходовано на метеослужбу около миллиард долларов. Предполагается, что в ближайшие пять лет эти расходы увеличатся до двух миллиардов долларов. Метеорологические сводки становятся все более ценным товаром. Действительно, предсказания погоды нужны во всех экономических областях, они касаются всех сторон деятельности человека.

Одно время считалось, что важно научиться контролировать погоду. Подсчитано, что доходы от правильных прогнозов на месяц вперед окажутся в 20 раз выше, чем расходы на всю метеорологическую службу. Восьми суточное предсказание погоды на международных авиалиниях обеспечит экономию в 3,6 процента от суммы общих эксплуатационных расходов.

«Фигаро-Литтерер», Париж.

Журнал «За рубежом» 1970 год