Как у Христа за пазухой

Как у Христа за пазухой

19.09.2017 16:56
2991
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Бизнес именем бога — один из са­мых быстрых и на­дежных способов обогащения в со­временных США. Американская цер­ковь владеет сотня­ми промышленных предприятий, об­ширными земель­ными участками, радиостанциями, вкладывает капита­лы в строительство, транспорт и т. д. Позиции церкви в конкурентной борьбе на капиталистическом рынке исключи­тельно выгодны: ее коммерче­ская деятельность не облагается налогами. Американская цер­ковь, охваченная лихорадкой стяжательства, превратилась в одну из крупнейших монополий страны.

Одна отрасль экономики США пережи­вает период расцвета. У ее предприятий широкий рынок сбыта, им не угрожают трудовые конфликты, и они почти не пла­тят налогов. Это церковь.

Деньги не пахнут

Каждый год в фонды американских цер­ковных организаций поступает более 5 миллиардов долларов, из которых они вкладывают в развитие церковного хозяйства бо­лее миллиарда. По данным исследований, предпринятых союзом «Протестанты за от­деление церкви от государства», стоимость принадлежащей церкви недвижимости — зданий и земельных участков — составляет около 79,5 миллиарда долларов, что почти в два раза превышает стоимость собствен­ности пяти крупнейших промышленных корпораций США.

Большая часть церковной собственности на сумму около 44,5 миллиарда долларов принадлежит римско-католической церкви. Справедливость таких оценок никто не оспаривал. Более того, католический свя­щенник преподобный Ричард Гиндер пи­сал: «Нет в США более крупной корпора­ции, чем католическая церковь». Собственность религиозных организа­ций отнюдь не ограничивается церковны­ми зданиями, домами священников, приход­скими школами, лагерями для подростков или приютами для малоимущих. В Лос Анжелосе, например, баптистской церкви принадлежит концертный зал филармонии и административное здание; пресвитер шта­та Огайо владеет заводом сборного желе­зобетона; церковное братство в Милбэнке (штат Южная Дакота) распоряжается мас­лодельными и сыроваренными предприятия­ми; калифорнийский монашеский орден «Христианские братья» — крупнейший ви­нодел страны и главный поставщик бренди; южнокалифорнийская секта «Содружество жаждущих самопознания» управляет объ­единением закусочных.

Мормоны в штате Юта владеют главной газетой города Солт-Лейк-сити «Дезерт ньюс», радиотелевизионной станцией, уни­версальным магазином, более 100 тысячами акров плодородной земли с фермами, а так­же поселком Лейли-Виллидж около Гоно­лулу (Гавайские острова), который журнал «Вэрайэти» назвал «самым привлекатель­ным уголком этого райского края, полного соблазнов для туристов».

Иезуитам принадлежат крупные пакеты акций корпорации «Юнайтед стил» и самолетостроительных фирм «Боинг», «Локхид», «Кертис-Райт», «Макдоннел-Дуглас». Этот римско-католический орден владеет также большой долей акций крупнейшей фруктовой фирмы «Ди Джоржио фрут компани», действующей в Калифорнии, Флори­де и ряде стран Южной Америки и рас­полагающей собственным торговым фло­том.

Католическому братству «Рыцари Ко­лумба», собственность которого оценивает­ся в 200 миллионов долларов, принадле­жит завод по производству стальных труб, несколько универсальных магазинов и участок, где расположен «Янки стэдиум» в Нью-Йорке. «Собор Грядущего» в Акро­не (штат Огайо), который с гордостью на­зывает себя самым крупным собственни­ком среди протестантских церквей, распо­ряжается торговым центром, жилыми дома­ми, фирмой радиотоваров, заводом пласт­массовых изделий и мастерской по произ­водству бюстгальтеров. «Это чудовищ­но!» — воскликнул ответственный секре­тарь Союза производителей корсетов и дру­гих предметов дамского туалета, когда га­зета «Вумен веар дейли» («Новости жен­ского туалета») поместила сообщение об этом несколько необычном виде церковной собственности. Однако священник «Собора Грядущего» преподобный Рекс Хамбард сохранил абсолютное спокойствие. Все, что принадлежит церкви,— благо, считает он, и «какая разница между мастерской бюст­гальтеров и самолетостроительным заво­дом?»

Проследить за коммерческой деятель­ностью религиозных организаций очень трудно. В отличие от фондов крупных бла­готворителей, учебных заведений и других организаций, пользующихся налоговыми льготами, религиозные группы не обязаны представлять в налоговое управление США декларацию о собственности, доходах, рас­ходах и капитальных вложениях. Чиновни­ки налоговой службы скромно молчат, ко­гда дело касается столь деликатной обла­сти отношений между церковью и государ­ством. Они проявляют удивительную снис­ходительность, когда надлежит определить границу между естественной областью ре­лигиозной деятельности и побочными инте­ресами церкви.

Благоприятное и единственное в своем роде отношение налогово­го управления в немалой степени способствовало быстрому росту церков­ных богатств. Одновре­менно увеличивалась и мирская роль служителей церкви, особенно в быст­ро растущих пригородных районах. Священник нашего времени, как от­кровенно признавался мне один из них, обязан дей­ствовать в двух направ­лениях: как проповедник, учитель и доверенный и как руководитель хозяй­ственной деятельностью прихода.

Для помощи пасторам во многих конгрегациях имеются специальные консультанты, помогаю­щие церкви (за специаль­ную плату, разумеется) более эффективно распо­ряжаться собственностью и извлекать до­полнительные средства из карманов прихо­жан.

Многие религиозные союзы проводят специальные семинары для обучения свя­щенников навыкам хозяйственного управле­ния, а наиболее богатые общины имеют высокооплачиваемых и пользующихся боль­шим влиянием управляющих.

Лихорадка коммерческой деятельности, охватившая церковь в Соединенных Шта­тах, затронула не только христиан, но и общины других вероисповеданий, в частно­сти синагоги.

Прибыль священна

Громадные богатства римско-католиче­ской церкви дали повод для реформации и. последующей экспроприации церковной собственности во многих странах. Можно указать также на пример богатой церкви в Англии, обширная собственность которой поставлена под контроль специального церковно-правительственного комитета.

Аномалия в законе о налогообложении предоставляет церкви исключительно бла­гоприятные возможности в управлении до­ходными предприятиями. Поступления от коммерческой деятельности церквей не под­лежат обложению федеральными налогами. Если церковь или другая религиозная орга­низация, основное назначение которой не заключается в извлечении прибылей, пред­ставляет отчет о своих доходах, то их не облагают налогом, даже если источник при­были не имеет отношения к прямой деятельности церкви.

До 1950 года такими преимуществами пользовались не только религиозные объ­единения, но и все благотворительные орга­низации, учебные заведения, научные и ли­тературные союзы и землячества. Но в хо­де первой послевоенной реформы налого­вой системы был резко ограничен круг та­ких привилегированных организаций. Те­перь, помимо церкви, только отдельные на­учные союзы, благотворительные организации и землячества сохранили такое материально выгодное предложение. Почему же сделано исключение для церковных общин, а не для частных школ или нерелигиозных общественных организаций? Ответ на этот вопрос дал один из членов конгресса США: «Никто не хочет, чтобы на него навесили ярлык борца против веры».

Бог на торгах

Свобода от налогов толкает церковные общины на самую разнообразную коммер­ческую деятельность. Предприятие, ставшее церковной собственностью, освобождается от налога, что ставит в крайне невыгодное положение ее конкурентов. В Дейтоне (штат Огайо) президент фирмы «Текнолоджи инкорпорейшн» жаловался, что он про­играл на торгах, объявленных ВВС США для заключения контракта на сумму 500 ты­сяч долларов, поскольку его конкурент — Университет Дейтона, руководимый католи­ческим союзом «Святой Марии», не платит налогов. Университет запросил на 10 тысяч долларов меньше и выиграл торги.

В Новом Орлеане другая католическая организация, «Университет Лойолы», по­лучает большие доходы и не платит нало­га с принадлежащей ей одной из трех са­мых крупных телевизионных станций го­рода. «Если я нанимаю актера или ставлю фильм,— говорит один из владельцев кон­курирующей телевизионной станции,— то я плачу из денег, остающихся после уплаты налога. «Университет Лойолы» налог не волнует. Я не хочу говорить о них плохо: это хорошие члены нашей городской общи­ны, но считать справедливым такое поло­жение не могу».

Однако телевизионная станция церков­ников относится к своим гражданским обя­занностям без большого почтения. Весной прошлого года жители Нового Орлеана смогли смотреть передачи, представляющие местный общественный интерес, только по­тому, что станция, передающая общеобра­зовательные программы, согласилась рабо­тать в неурочное время. Станция же «Уни­верситета Лойолы» предпочла передавать кинофильмы.

Коммерция под крестом

Бизнесмены, как и церковники, быстро раскусили все прелести предприниматель­ства под прикрытием религии. Они изобре­ли новый трюк для уклонения от налогов, получивший известность под девизом «ку­пи и сдай обратно в аренду».

Делается это так. Церковь приобретает коммерческое предприятие, причем деньги на эту сделку она получает, поместив под заклад что-либо из своей собственности. Затем это коммерческое предприятие пе­редается в аренду его прежнему владельцу. Отныне примерно 80 процентов дохода предприятия идут церкви. Доход этот нало­гом не облагается, и церковь постепенно выплачивает из него закладную. Фактиче­ски ее новое приобретение оплачивает са­мое себя. Не обязанная платить налог, ре­лигиозная организация может предложить владельцу предприятия больше, чем поку­патель, которому приходится платить нало­ги. Суть такой операции была изложена в бюллетене «Икзекьютив такс рипорт» («Ве­стник налогового инспектора») в статье под заголовком «Как продать свое предприя­тие в два раза дороже?». Ответ гласил: «Продавайте его благотворительной органи­зации». «Обычный покупатель, назначая цену, учитывает только возможную прибыль после уплаты налогов,— разъяснял автор статьи,— однако свободный от налогов по­купатель рассчитывает на доход в полно­весных долларах, и поэтому благотворитель­ная организация может позволить себе за­платить в два раза больше, чем вы предпо­лагали получить».

Эндрю Таннер, адвокат из Нашвилла, ко­торый по поручению Национальной конфе­ренции христиан и евреев изучал проблему налогообложения религиозных организаций, считает, что церковная собственность, вклю­чая обычный процент на капитал, окупает­ся меньше чем за двадцать лет.

В 1958 году «Рыцари Колумба» приме­нили тактику «купи и сдай обратно в арен­ду», чтобы приобрести земельный участок, на котором расположен «Янки стэдиум» в Нью-Йорке. Это потребовало целой серии финансовых махинаций, проведенных од­ним чикагским агентом по торговле недви­жимостью. Таким же образом три церкви в Блумингтоне (штат Иллинойс) — Первая баптистская, Первая христианская и Вторая пресвитерианская — смогли приобрести гостиницу в Балтиморе на 435 номеров, принадлежавшую корпорации «Хилтон», не заплатив ни копейки из церковных средств.

«Богатый член общины предоставил кре­дит в 200 тысяч долларов для оплаты пер­вого взноса, — писала «Уолл-стрит джорнэл». — Затем гостиницу передали в аренду прежнему владельцу с оплатой процента на капитал и погашением долга. Поскольку гостиницу вернули бывшему владельцу, то чистая прибыль церквей составила 450 ты­сяч долларов».

Аналогичную операцию провел «Коми­тет баптистов Юга», который заплатил 2 900 тысяч долларов за текстильную фаб­рику в Южной Калифорнии и затем вернул предприятие его прежнему хозяину.

Такие операции находятся в пределах дозволенного, решил Верховный суд США, рассмотрев аналогичное дело об уклонении от подоходного налога при продаже лесопильного завода.

Ни одна организация, церковная или лю­бая другая, не склонна добровольно отка­зываться от экономических привилегий. Поэтому не вызывает удивления обстоя­тельство, что еще ни одна из религиозных общин США не предложила изменить со­временное налоговое законодательство. Вместо этого церковные организации стре­мятся получать дополнительные средства от правительства на строительство приютов для престарелых, домов для младенцев и других подобных учреждений или пытают­ся получать другие пожертвования за счет государства. «Если станет известно, сколько средств поступает церквам от госу­дарства, то разразится скандал»,— сказал мне адвокат, связанный с крупной церков­ной организацией.

«Харперс мэгэзин», Нью-Йорк.

Альфред Болк

«За рубежом», 1968 год.