Рок-музыка в борьбе за прогресс

Рок-музыка в борьбе за прогресс

16.03.2018 11:31
3111
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Эволюция рок-музыки за последние двадцать лет от аполитичного символа «общества потребления» до орудия молодежи в борьбе за социальную справедли­вость поистине удивительна. Сегодня рок-музыка за­нимает прочное, если не главенствующее, положение на левом фланге современной музыкальной культуры Западной Европы. Концертами рок-групп сопровожда­ются классовые выступления, антивоенные демонстра­ции, марши мира и протеста.

А что если бы рок окрасился красный цвет? Ес­ли бы оказались отбро­шенными в сторону «Дюран Дюран» и «Шпандау Бэллей» (рок-группы развлека­тельного стиля) и рок снова бы заговорил о политике, как в те го­ды, когда Боб Дилан пел о том, что «време­на меняются»… Что произошло бы в таком случае? Даже если смотреть на это как на гипотезу, то она не такая уж смелая, как могло бы показаться на первый взгляд.

Несмотря на то что тематика, наиболее распространенная в мо­лодежной музыке, продол­жает быть подобной той, что так любит ансамбль «Уэм!», неустанно завывающий «бес­смертные» стихи такого ро­да: «Я — твой мужчина! Да, детка, именно я твой мужчи­на!», несмотря на это, со времени забастовки англий­ских шахтеров в 1984 году рок постепенно начал пово­рачиваться в сторону тем, слов, образа мыслей и по­ступков, которые уже, каза­лось, навсегда преданы заб­вению и отошли в историю. Поначалу это были только заявления типа «кто тронет шахтера в Англии — умрет». Потом выступления солидар­ности с бастующими, как, например, диск, выпущен­ный английскими группами в поддержку борющихся заба­стовщиков. И, наконец, по- настоящему «левая», про­грессивная организация, ка­кой стала «Ред Уэдж», то есть «Красный клин», кото­рый Пол Уэллер, лидер ан­самбля «Стайл Каунсил», хочет «вонзить в бок премь­ер-министра Маргарет Тэт­чер». К ней уже примкнули многочисленные звезды и лидеры рок-музы­ки на европейском континенте от Саде до Джорджа Майкла, от Питера Габриэ­ля до Роберта Уайатта, от «Уоркинг Уик» до «Энимал Найт Лайф», от Элвиса Ко­стелло до Стинга (многие из них принимали участие в концерте против апартеида в сентябре прошлого года).

Консервативная британ­ская печать называет музы­кантов «Красного клина» «шайкой авантюристов, куп­ленных Нилом Кинноком для восстановления власти лей­бористов». Однако те, кто вместе с Тэтчер не ослеплен злобой, в одинаковой мере направленной против моло­дых рок-музыкантов и ба­стующих шахтеров, «цвет­ных» и безработных, знает, что в «Красном клине» сосу­ществуют в достаточном со­гласии и гармонии самые, ка­залось бы, непримиримые и далекие друг от друга соци­альные позиции: от комму­нистических взглядов Робер­та Уайатта до простого здра­вого смысла в политике Стинга, от полного сарказ­ма Элвиса Костелло (ему принадлежит «Шипбилдинг», безжалостный обвинитель­ный акт против авантюры Тэтчер на Фолклендских островах) до «розовой водич­ки» Саде.

Общеизвестно, что объединяет этих столь разных арти­стов чувство глубокого воз­мущения политикой «железной леди», на которой, как все они повторяют в унисон, лежит ответственность за де­градацию Англии, за безра­ботицу, что составляет де­сять процентов работоспо­собного населения, за между­народную политику, игнори­рующую опасность ядерной войны.

Сегодня те, кто идет в ди­скотеку и танцует под музы­ку ансамбля «Стайл Каун­сил», возможно, даже и не знают, что автором ее и ру­ководителем ансамбля явля­ется один из самых влия­тельных и популярных сто­ронников лейбористской пар­тии Пол Уэллер. «Им этого и не нужно знать, —считает сам музыкант, — потому что лучший способ провести не­которые идеи — это «приправить» их красивой и ди­намичной музыкой».

В руках рок-музыкан­тов большая власть, — ут­верждает саксофонист груп­пы «Уоркинг Уик» Лэрри Стэббинс, — но многие из них еще не могут осознать этого и придать политическую окраску своей работе. Рок- музыка — это мощное сред­ство, с помощью которого можно показать молодежи, что выход у «поколения кризиса» все-таки есть. На смену футбольному хулиган­ству или наркомании уже пришло сознание единства молодежи 80-х перед лицом стоящих перед ней социаль­ных и политических проб­лем.

Сегодня рок-музыкант ведет постоянную борьбу против так называемой молодежной музыки, пустой и эфемерной,— говорит Ро­берт Уайатт, «красный Боб», «знаменитый ударник знаменитой «Софт-Машин», ставший сегодня еще более знаменитым в качестве ду­ховного отца и лидера ново­го политического рока, ро­дившегося на берегах Тем­зы. — Не стоит пугаться по­литики, свои взгляды надо выра­жать недвусмысленно, ярко и сильно. В мире сейчас мно­жество музыкантов, вклю­чающих в свои программы песни с политическим со­держанием. Они просто не­обходимы нынешней молоде­жи, мечущейся в поисках истины, в поисках примене­ния своих сил.

Именно по этой причине Уайатт составляет свой ре­пертуар только из тех песен, которые можно было бы опре­делить как «песни, которые говорят». Например, «Бико», написанную Питером Габриэлем, в которой рассказы­вается об убийстве южноаф­риканскими расистами лиде­ра левого студенческого дви­жения Стива Бико. Или другую, осуждающую воз­рождение новых правых под предводительством Энока Пауэлла в Великобрита­нии. Или рок-интерпретация гимна итальянских трудя­щихся «Бандьера росса» («Красное знамя»), испол­няемого в стиле верности глубокому тексту этого за­мечательного произведения.

— В многонациональной Великобритании «цветные» музыканты также составля­ют значительное меньшинст­во, как и везде, — считает Филиппо Бьянки, организа­тор «Концерта против апар­теида» в Реджо-Эмилии (Италия). — Они постоянно сталкиваются в стране с про­явлениями расизма. Поэтому их музыкальные композиции характеризует та политиче­ская острота, которая свойственна творчеству и тех бе­лых музыкантов, которые окружают себя исполнителя­ми из африканцев или амери­канских негров. Диск-мани­фест «Сан Сити», выпущен­ный группой «Литлл Сти­вен», вобрал в себя всеоб­щее возмущение музыкантов расистской политикой Пре­тории и призвал к борьбе против апартеида.

Известный рок-гитарист Брюс Спрингстин создал ан­самбль из лучших рок-музы­кантов пяти континентов (в него вошли Лу Рид, Пит Тауншенд, Африка Бамбата, Майлс Дэвис, Боб Ди­лан, Нона Хендрикс, Джексон Браун, Джимми Клифф). На первом же концерте они исполнили песню, в которой речь шла о следующем: «Мы, рок-музыканты, силь­ные своим единством, хотим рассказать вам о Южной Аф­рике. Мы возмущены тем, что происходит в этой стране. Пришло время воззвать к справедливости, сказать горькую правду. Первое, что мы сделаем, — откажем­ся выступать в Претории».

 

Роберто Гатти

«Эспрессо», Рим

«За рубежом», 1986 г.