На грани катастрофы 

На грани катастрофы 

03.12.2018 12:30
2535
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Последняя коррекция траектории, проведенная 17 апреля экипажем «Аполлона-13» за счет остатков ресурсов корабля, обеспечила его посадку. Сразу после завершения полета директор Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) Томас Пейн отдал распоряжение о создании специальной комиссии для изучения причин аварии. Объявлено, что, пока не будет выявлена неисправность, вызвавшая взрыв на борту «Аполлона-13», осуществление программы «Аполлон» приостанавливается. 

«Нью-Йорк Таймс». 

Авария в космическом корабле на пути между Землей и Луной должна была когда-то произойти. Огромные опасности длительного полета в самой враждебной среде, всегда существующая возможность отказа одного или нескольких из миллионов узлов космического корабля «Аполлон», постоянная угроза ошибки человека — все это делает полеты на Луну крайне опасными экспедициями. 

Удивляет не то, что такая зловещая опасность возникла во время неудавшегося полета космического корабля «Аполлон-13», а то, что опасные полеты космических кораблей «Аполлон-8», «Аполлон-10», «Аполлон-11 и «Аполлон-12» завершились благополучно. 

Среди охватившего весь мир беспокойства, вызванного аварией, лишь невероятное хладнокровие космонавтов Ловелла, Хейса и Суиджерта перед лицом возможной гибели было вдохновляющим примером человеческого мужества. 

Самый драматический космический полет в истории закончился благополучным возвращением экипажа корабля «Аполлон-13». В течение трех с половиной дней космонавты находились на грани смерти в поврежденном космическом корабле, ресурсы которого были настолько близки к истощению, что не оставалось никакого резерва в случае ошибки человека или какой-нибудь дальнейшей неполадки в оборудовании корабля. 

В формальном смысле полет «Аполлона 13» войдет в историю как неудача. Во время этого  полета космонавтам не удалось высадиться поблизости от кратера «Фра-Мауро», как было запланировано, и доставить на Землю образцы грунта и скальных пород с лунных гор. 

Авария, которая создала такую грозную опасность для экипажа корабля, превратила этот полет в решающий — хотя и не умышленный — эксперимент по спасению в космосе. «Аполлон-13» оказался первым космическим кораблем, полностью вышедшим из строя на среднем участке траектории, но, несомненно, он не будет последним. Уроки, полученные из этой почти катастрофы, помогут спасать и тех космических путешественников, которые еще не родились. Тяжелое испытание «Аполлона-13» должно также более настойчиво, чем ранее, поставить вопрос о создании какой-то космической спасательной организации,’ которая имела бы в своем распоряжении ракеты, экипажи и другие средства, необходимые для оказания помощи попавшим в беду путешественникам в космосе. 

Сейчас, когда Ловелл, Хейс и Суиджерт благополучно вернулись, первоочередной задачей является расследование причины того взрыва, который чуть не привел к катастрофе: был ли «Аполлон-13» жертвой крайне невероятного столкновения с метеоритом, или же обнаружился какой-то дефект в его оборудовании, вызванный ошибкой при производстве или монтаже? 

Авария в космосе напомнила как специалистам, так и широкой публике, что полет на Луну не совершается по шаблону. Любое предположение, что он пройдет точно по плану, может оправдаться лишь при условии проявления бесконечной бдительности во время подготовки к полету и в случае удачи после запуска. «Аполлон» под номером 13 преподал серьезный урок, за который, к счастью, не пришлось расплачиваться жизнью трех исключительно смелых людей. 

Особенно неприятно сознавать, что если бы авария произошла во время обратного полета — после успешной посадки на Луну,— то космонавты не имели бы резервов и были бы фактически обречены. Их спасло то, что лунный модуль, который должен был высадить двух космонавтов на Луну и снова поднять их, не был еще использован для своей основной задачи.

«За рубежом» 1970 г.