А я сяду в электрокар и уеду куда-нибудь

А я сяду в электрокар и уеду куда-нибудь

В №36 (1001) газеты «За рубежом» в 1979 году был опубликован материал, посвящённый разработке нового электромобиля и перспективам этого вида транспорта.



«Конечно, никого сегодня не поразит способность набирать скорость с 0 до 50 километров час за 9 секунд, максимальная скорость – 96 километров в час и дальность пробега – 160 километров, которыми обладает новая модель электромобиля, продемонстрированная недавно министерством энергетики в Вашингтоне», – так начинался материал о новом авто ETV-1.

 

Современники писали, что эта машина на 50 % превосходила характеристики существовавших тогда моделей. Более того, она изначально создавалась как электромобиль, в отличие от тех экземпляров, которые по сути были электрическими вариантами существовавших бензиновых или дизельных машин.

 

В статье приводились слова заведующего лабораторией энергетической электроники «Дженерал электрик» Джеймса Лаффери, который так описывал способности электромобиля: «При средней эксплуатационной скорости электромобиля его двигатель с независимым возбуждением работает с кпд, превышающим 90 %. Мы также оборудовали автомобиль новой регенеративной тормозной системой. Когда включаются тормоза или когда машина движется под уклон, электродвигатель работает, как генератор, заряжая аккумуляторы».

 

Источником энергии для ETV-1 была свинцовая аккумуляторная батарея. Перезаряжался автомобиль 10 часов при напряжении 110 вольт или 6 часов при напряжении 220 вольт. Аккумуляторная батарея обеспечивала 38 ватт-часов на килограмм собственного веса и была способна перезаряжаться 500 раз до замены – это эквивалентно пробегу в 80 тысяч километров. Разместиться в салоне могли четыре пассажира с багажом, а позиционировался электрокар как транспорт для семей, живущих в городе или пригороде.

 

Это не первый опыт создания автомобилей, работающих на электричестве: американец Томас Дэвенпорт представил свой электромобиль ещё в 1837 году, за несколько лет до изобретения двигателя внутреннего сгорания. Тем не менее транспорт не пользовался популярностью из-за высокой стоимости и отсутствия эффективных и дешёвых аккумуляторов, способных хранить достаточное количество энергии для поездок.

 

Первые коммерчески успешные электромобили появились только в конце XIX века. Но их популярность не была долгой – к 1920-м на рынке уже доминировали автомобили с бензиновым двигателем. Этому способствовали развитие инфраструктуры (заправок), доступность (автомобили Генри Форда стоили в несколько раз дешевле) и характеристики конкурирующей технологии. Помимо прочего, машины на бензине позволяли водителю преодолевать большие расстояния, что было недоступно их электрическим оппонентам.

 

Сегодня электромобили переживают новый виток популярности. Немалый вклад в это внесла компания Tesla, которая начала свою историю со стартапа 20 лет назад – в июле 2003 года. В 2019-м она стала крупнейшим производителем электроавтомобилей в мире, её Model 3 ещё через несколько лет преодолела отметку в 800 тысяч выпущенных экземпляров. Это авто разгоняется до 100 км/ч за 5,7 секунд, развивает максимальную скорость в 210 км/ч, а заряжается, в зависимости от типа зарядного устройства, от нескольких минут до пары дней. Свои варианты электрокаров выпускают и ведущие автокомпании: Nissan, Mazda, Chevrolet, Kia, Ford и другие.


В России тоже выпускаются и разрабатываются модели электрических автомобилей. Компания «Кама» работает над проектом хэтчбека под названием «Атом». В мае этого года в Москве компания провела презентацию, на которой показала образец своей машины. Липецкое предприятие «Моторинвест» выпускает электромобили под брендом Evolute. В октябре прошлого года началась сборка модели i-Pro, а в ноябре начнут собирать i-JOY.

Планы по развитию этого направления в стране были озвучены в Минэкономразвития РФ. «Мы ожидаем к 2030 году, что электромобили будут составлять не менее 10 % (730,8 тыс. ед.) общего объёма производства транспортных средств в России. Также мы планируем сформировать достаточную зарядную инфраструктуру – «быстрые» зарядные станции мощностью от 150 кВт будут покрывать федеральные трассы и крупнейшие города по всей стране. Их количество должно составить не менее 28 тысяч штук», – сообщал замминистра МЭР Максим Колесников.


Сегодня электромобили популярны в странах Европы: Германии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Швеции. Норвегия стала первой страной в мире, где электрические автомобили стали самой продаваемой за год моделью легковушки. Всего же в мире на сегодняшний день зарегистрировано около 11 миллионов электромобилей (по состоянию на конец 2020 года).

В 2012 году был основан класс автогонок «Формула Е», в котором используются электромобили с открытыми колёсами. Цель создания класса – популяризация электрокаров и продвижение инноваций в области электрических видов транспорта. Текущий сезон, кстати, завершится 30 июля в Лондоне.

   

В России электромобили пока особой популярностью не пользуются. Автомобилисты неохотно приобретают дорогостоящую «лошадку», преимущественно из-за сложностей с эксплуатацией (небольшое количество станций зарядки) и невозможности дальних путешествий из-за постоянной потребности в подзарядке. 


В разных странах реализуются проекты, которые делают электромобили более доступными. В Швеции, например, построили автомобильную дорогу, которая заряжает аккумуляторы во время движения благодаря установленным медным катушкам, которые соединяются с блоками управления. Для этого, правда, необходимо, чтобы автомобиль был оснащён беспроводными модулями. Дорога длиной 1,65 км в Готланде прошла испытания: утверждается, что на процесс подзарядки автомобилей не повлияют ни снег, ни дождь.

 

Для расширения инфраструктуры станций подзарядки крупные автопроизводители готовы объединить усилия. 26 июля 2023 года стало известно, что несколько компаний создадут сеть зарядных устройств в Северной Америке. Совместное предприятие создано такими автогигантами, как BMW Group, General Motors, Honda, Hyundai, Mercedes-Benz Group, Stellantis NV. Вместе они планируют раскинуть сеть мощных зарядных устройств, состоящую минимум из 30 000 станций в городах и на автомагистралях.

 

Но пока преимущества и недостатки, которыми «мерялись» электрокары и автомобили с двигателями внутреннего сгорания, остаются прежними. Машины на электричестве более экологичны и экономичны в использовании, но их стоимость по-прежнему сильно превышает автомобили на бензине. Основная часть затрат при разработке моделей электрокаров уходит на аккумуляторы – сердце автомобиля. Производители продолжают инвестировать в исследования, чтобы решить и другие проблемы. Разработчики стремятся увеличить запас хода электромобилей, который всё ещё меньше, чем, например, у авто на бензине. 


Сергей Меляхов
28.07.2023
Важное

Заголовок: «Компьютер и мозг».

Номер и дата выпуска: 38 (639), 1972 год.

Источник: газета «За рубежом».

23.02.2024 13:00:00

Продолжение книги экс-Генерального секретаря ШОС, доктора политологии Рашида Алимова.

23.02.2024 09:00:00

На фото: Земля с расстояния 6 миллиардов километров (белая точка в луче справа).
Космическое пространство, 6 июня 1990 год.
Фотограф: «Вояджер-1»
Источник: visibleearth.nasa.gov

22.02.2024 16:00:00

Африканский средний класс сталкивается с вызовами и проблемами, связанными с колониальным наследием и влиянием западного мировоззрения.

22.02.2024 13:00:00
Другие Фото

На фото: Императрица Китая Вань Жун курит в компании своего супруга, императора Китая Айсиньгёро Пу И.
Китай, 1930 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: getarchive.net

На фото: Мать с ребенком.
Япония, Токио, конец 19 века.
Фотограф: Матуши Накаджима
Источник: flickr.com

На фото: Народный комиссар обороны СССР К. Е. Ворошилов на Красной площади.
СССР, Москва, 1928 год.
Фотограф: Дмитрий Дебабов
Источник: Wikimedia Commons

На фото: Золотая пластинка с пояснениями для внеземной цивилизации.
США, 1977 год.
Фотограф: Не указан
Источник: Wikimedia Commons