Краски танца

Краски танца

В № 5 (970) газеты «За рубежом» за 1979 год была опубликована статья «Индийский балет – живая связь времён», посвящённая развитию танцевального искусства в этой стране.

В начале своего материала автор отмечает: «Танец, свободный от языковых ограничений, всегда находил в Индии широкий отклик, а ныне особенно. Каждый языковой регион страны имеет свои балетные труппы, которые доставляют радость местной публике и зрителям в других местах».
 

Важную роль в танцевальной истории Индии сыграл Удай Шанкар, который стал одним из пионеров современного балета этой страны: «Тщательно изучив монументальное искусство и древнюю живопись, он внёс в традиционные танцевальные формы новый рисунок. Созданные им произведения пронизаны не только мифологическими, но и социально-политическими мотивами».

 

В 1960 году в Дели основали балетный центр – Natya ballet centre, в котором показывали спектакли и представления: «Одно из последних достижений центра – балет «Бхакта Сурдас», посвящённый 500-летию со дня рождения легендарного поэта Сурдаса, бывшего также замечательным певцом. Спектакль воссоздаёт основные вехи жизни поэта, волнующе передаёт его отчаяние, надежды, вдохновенное служение народу».

 

Над этим представлением работала хореограф Майа Рао: «О творческом вкладе Майи Рао в современный индийский балет следует сказать особо. Она основатель и руководитель Института хореографии в Дели, который был создан в 1964 году при содействии центрального правительства. Единственная в Индии выпускница московского ГИТИСа, где хореографию преподают прославленные балетмейстеры Большого театра, Майа Рао с успехом передаёт полученные в Советском Союзе знания многочисленным ученикам со всех концов страны. К ней приезжают учиться даже из-за рубежа. Глубоко эрудированная в области классической и народной индийской хореографии, она новаторски и с неизменным успехом создаёт балетные постановки. На её счету уже более 50 спектаклей».

 

Работая, Майа Рао предпочитала продумывать все детали, включая костюмы и декорации. Сама она об этом говорила так: «До сих пор есть у нас немало людей, считающих, что в балете важно лишь содержание, а не то, какими средствами оно реализуется на сцене. Я же полагаю, что форма играет огромную роль, если хореограф стремится к достоверной передаче сюжета. Скажем, я беру за основу какую-то местную легенду. Недостаточно использовать в спектакле одни костюмы данного района. Я стремлюсь органично ввести в действие и местные танцы, а в композициях применять местную танцевальную технику. Если же речь идёт о классической санскритской драме, я, естественно, использую классический танцевальный стиль».
 

Индийская культурная делегация в 1979 году отправилась в большое зарубежное турне, в ее составе был и «Натья балет». Индийские танцовщики успешно представляли своё искусство в других странах. Возглавляла делегацию Майя Рао. Она рассказывала: «Современный индийский балет сравнительно недавно получил развитие, и его ждёт, я уверена, блестящее будущее. Ведь это искусство обладает неисчерпаемыми возможностями в такой многонациональной стране, как наша, ибо оно универсально по своей выразительности. Я убеждена, что мы на верном пути».

 

Спустя десятилетия индийские танцы, действительно, прославились на весь мир. Важную роль в этом сыграли индийские фильмы, знакомые зрителю по масштабным и красочным танцевальным номерам.

 

Что касается балета, то сейчас в Индии проходит фестиваль балетного танца «Натья», который организует городской балетный центр. Помимо танцевального искусства, в программу фестиваля включают мастер-классы и презентации от кукольников из разных уголков страны. Цель этого мероприятия – популяризировать местные традиции и привлечь к ним внимание новой аудитории. Из-за пандемии коронавируса смотр пришлось поставить на паузу, но в 2022 году красочное шоу вернулось вновь.
 

Вообще свои танцевальные фестивали проводят многие города страны. К примеру, жители Пурулии (Западная Бенгалия) наблюдают за участниками Bamnia Chhau Dance Festival. Пурулия является родиной одного из поджанров Чхау – танца, сочетающегося с боевыми искусствами.


Индийские танцы впечатляют и иностранцев. Так, в США организуют American Natya Festival. Изначально это был рядовой танцевальный фестиваль, который проходил в Сент-Луисе, но интерес к нему стали проявлять и жители других городов, масштабы события стали расти. Также в Америке проводится конкурс Natya Idol. Это платформа для молодых людей, желающих развиваться в классическом индийском танце.
 

В 2011 году появился один из крупнейших фестивалей индийского танца в Европе – India Dance Festival, который объединил как опытных, так и начинающих танцовщиков из Нидерландов и других стран.

 

Танец – это постоянный элемент дней индийской культуры, которые проводятся в иностранных государствах. Именно с помощью него удается передать ту атмосферу и колорит, которые царят в Республике. Так, об Индии на языке танца в 2023 году рассказали в Берлине, где прошёл фестиваль с индийским колоритом. Одна из его целей - погружение индийцев, проживающих в Германии, в среду родного дома.


Фестиваль индийской культуры в прошлом году прошёл и в России. Он охватил несколько городов страны: Москву, Санкт-Петербург, Владивосток, Улан-Удэ, Сочи, Псков, Благовещенск и Уфу. Зрители смогли увидеть как классические стили индийского танца, так и современные. Со своим творчеством их познакомила танцевальная группа «Бхаратанатьям». Так же называется и один из классических танцевальных стилей, который зародился в Южной Индии.


Сергей Меляхов

В иллюстрации использовано фото с сайта https://unsplash.com/ и фото из архива редакци

19.01.2024
Важное

Торги токеном хомяка Hamster Kombat стартовали на премаркете криптобиржи Bybit.

13.07.2024 13:00:00

Гана планирует построить свою первую атомную электростанцию: что стоит за этим решением?

13.07.2024 09:00:00

Милей открывает доступ для отечественных и иностранных компаний на авиарынок Аргентины и отменяет регулирование тарифов на авиабилеты.

12.07.2024 17:00:00
Другие Фото

На фото: Ловец воров (справа) во время поисков преступника.
Эфиопия (Абиссиния), ориентировочно 1929 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: Архив Роба Муриса

Заголовок: «400 веков настенной живописи»
Номер и дата выпуска: № 46 (647) 10-16 ноября 1972 год.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Виталий Петрусенко.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 9 (402), 23-29 февраля, 1969 год.

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 9 (610), 22 февраля - 2 марта, 1972 год.