Владимир Козьмич Зворыкин родился в 1888 году в семье купца первой гильдии (к таковым относились владельцы фабрик-заводов-пароходов, которым давались самые широкие льготы и свободы, а также право вести заграничную торговлю). Тем не менее представитель «золотой молодёжи» Российской империи с детства проявлял тягу к физике, помогал отцу чинить неисправности электросети его судов, часто путешествовал с ним в командировки и наблюдал за работой электрооборудования. В эпоху, когда само появление автомобиля на улицах города могло означать, что, возможно, едет Николай II, молодой человек, только что окончивший школу (с отличием), приезжал на работу на новеньком французском De Dion-Bouton, чтобы покопаться в проводах.
Зворыкин, очевидно, был из той категории детей богатых родителей, которым не давала покоя личная самореализация, поэтому, пользуясь всеми привилегиями отца, с одной стороны, он одновременно пытался заявить о себе как о самостоятельной единице [измерения человеческих возможностей]. Отчасти этот дух противоречия выражался в поддержке антиправительственных настроений во время революции 1905 года. Представителя знатной купеческой фамилии колебало недовольство народа низким уровнем жизни и гражданских свобод. Вот как пишет об этом «Газета.ru»:
«Зворыкин вместе с другими учениками прогуливал лекции и ходил на митинги. В какой-то момент они забаррикадировались в институте и отбивались от полиции, пообещав не расходиться, пока на свободу не выпустят задержанных. Через несколько дней полиция предложила активистам сделку, и занятия возобновились».
На то, чтобы превратить колебания протестной энергии
Зворыкина в созидательную, повлиял выдающийся русский учёный
Борис Розинг. Он познакомил
Зворыкина с
мировым технологическим вызовом того времени: передачи на расстояние движущегося изображения. В 1907 году, в период обучения на 2-м курсе Технологического института, в качестве помощника лаборанта профессора
Розинга определилась будущая сфера деятельности
Зворыкина. Впоследствии это сделает его одним из
«отцов» телевидения и автором [совсем не религиозного] изобретения под названием
«иконоскоп». Автор этого снимка
Хьюго Гернсбек – бизнесмен, писатель и тоже изобретатель, «отец научно-фантастических журналов» (с такой формулировкой он получил в 1960 году премию «Хьюго» имени себя) - примерил на себя роль фотографа, чтобы зафиксировать
Зворыкина с этим фантастическим изобретением.
Иконоскоп – первый электровакуумный прибор, преобразующий движущееся изображение в электрические сигналы (на фото – в руках у Зворыкина). До появления полупроводниковых светочувствительных матриц иконоскоп был главной составной частью телевизионных камер. Отметим, что «Большая советская энциклопедия» образца 1972 года приписывает изобретение иконоскопа советскому учёному Семёну Катаеву, что, в свою очередь, опровергает журнал «Наука и образование» МГТУ им. Баумана (№ 10 от 2016 года), приводящий факты о том, что образец трубки Катаева был изготовлен в 1932 году, тогда как экспериментальные образцы Зворыкина уже существовали несколько лет, а опыты по их получению и вовсе проводились в 1911 году под руководством Розинга в Санкт-Петербурге и ещё раньше (в спор влезает немецкое издание Zeit Online) в 1907 году Максом Дикманном в Германии. Так или иначе Зворыкин был первым, кому выдали патент на устройство, а произошло это уже в США. Дело в том, что Владимир Козьмич никак не мог определиться, где лучше заниматься наукой, он метался между [катодом и анодом] «красной» и «белой» территорией, дважды чудом избежав расстрела: сначала по решению революционного трибунала большевиков, а потом у белогвардейцев - за то, что собирался искать радиодетали на территории, занятой красноармейцами. В конечном итоге эмигрировал в Нью-Йорк, чтобы вывести медленное развитие телевизионной технологии из кружка радиолюбителей в самое массовое средство доставки информации XX века. Много позже он без колебаний заявит про этот непотопляемый корабль следующее:
«Я создал монстра, способного промыть мозги всему человечеству. Это чудовище приведёт нашу планету к унифицированному мышлению... Ты оцениваешь действительность по тем, кого ты видишь на экране, кого слушаешь. Иногда ты споришь с ними, возражаешь даже, кажется, побеждаешь в споре. Но это - только видимость. Главный - тот невидимый, кто нажимает на кнопки. Это он определяет, кого показывать и что говорить для достижения своих целей. Он выбирает тех, кто втягивает тебя в болтовню о чепухе вместо обсуждения сути дела... Я никогда бы не позволил своим детям даже приближаться к телевизору. Это ужасно, что они там показывают... Хотя, конечно, есть в нём детали, которые мне удались особенно хорошо. Лучшая из них – выключатель».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
В июле 2024 года в России началось «замедление» видеохостинга YouTube.
Автор:
Иван Захаренко