На экране – Африка

На экране – Африка

В № 13 (666) газеты «За рубежом» за 1973 год была опубликована статья «Успехи и трудности африканского кино», посвящённая развитию кинематографии на континенте.


Материал в газете разместили по случаю важного события: «В столице Верхней Вольты Уагадугу (после августа 1984 года государство Верхняя Вольта стало называться Буркина-Фасо. – Прим. ред.) недавно состоялся 4-й Всеафриканский кинофестиваль. Нет ничего удивительного в том, что столь знаменательное событие в культурной жизни Африки произошло именно в столице Верхней Вольты. Это пока единственная страна, национализировавшая все кинотеатры», – писал автор.

 

Незадолго до этого фестиваля кинематограф в странах южнее Сахары был под контролем европейских компаний, что «существенно сдерживало развитие африканского кино». Без собственного проката производство фильмов не приносило их создателям прибыль, а затраты не окупались. Поэтому представители африканской киноиндустрии призывали правительства стран континента укрепить ее позиции. При этом сфера продолжала развиваться: на кинофестивале 1973 года было показано уже 50 лент, которые представили около 30 режиссёров, в то время как в первом смотре участвовало всего 6 создателей фильмов.

 

Среди тем, которые нашли свое отражение в картинах, самыми популярными стали социальные процессы, происходящие на континенте: «Хорошее впечатление оставили ленты, созданные режиссёрами из Берега Слоновой Кости. Это фильм Анри Дюпара «Семья». Созданный в жанре комедии, он, однако, поднимает серьёзную для сегодняшней Африки проблему: массовое переселение крестьян из сельской местности в город. Той же теме посвящён фильм Гноала М’Бала «Каковы новости?». Мастерски поставлен режиссёром Этьеном Водио фильм «Крик муэдзина», поднимающий проблему детской преступности».

 

Успех на фестивале имели ещё две работы – короткометражная лента «Несчастный случай» Бенуа Рамампи и полный метр «Тысяча и одна рука» марокканского режиссёра Сухейля Бен-Барка. В центре сюжета первого фильма – трагедия: ребёнка из бедной семьи сбивает автомобиль, за рулём которого сидел сын богача. Во второй киноленте ее автор рассказал о тяжёлом труде и условиях жизни рабочих. Обе работы удостоились высоких наград.

 

Была и ещё одна тема, которая волновала африканских режиссёров, – это самоидентификация. Некоторые из них получали образование или жили в Европе и поэтому задавались вопросом: «Кто же я на самом деле: европеец или африканец?» Эта тематика легла в основу фильмов «Самобытность» Пьера Мари Донга из Габона и «Бубу – галстук» Даниэля Камвы из Камеруна.

 

Сегодня в странах Африки есть киностудии, где снимаются свои собственные блокбастеры. При этом нередко внимание зрителей привлекают не только кинокартины с хорошим бюджетом, но и небольшие ролики, не имеющие за собой внушительных вложений. Достаточно вспомнить творение Runner Studios, двухминутный сюжет-пересъёмку сложнейшей экшен-сцены из шпионского боевика «Kingsman: Секретная служба» Мэттью Вона. Сцена с парой десятков актёров без опыта – обычными детьми – снималась в простом дворе, вместо настоящего оружия у героев в руках оказались водяные пистолеты. По похожему принципу ребята отработали сцены из сиквела фильма, а также из блокбастеров Marvel и DC, «Очень странных дел» и «Игр в кальмара» от Netflix и других популярных фильмов и сериалов. Таким образом, креативщики из Runner Studios показывают, что при желании снимать интересное кино можно и без огромных финансовых вливаний (но лучше, конечно, с ними). Осталось дождаться, когда ребята подрастут и начнут снимать полноценное кино.

 

Кстати, о последнем. Один из самых известных фильмов, который прочно ассоциируется с Африкой, снял южноафриканский режиссёр Нил Бломкамп. Над научно-фантастической лентой «Район № 9» совместно работали студии ЮАР, Новой Зеландии и США. Изначально Бломкамп должен был снимать экранизацию популярной серии видеоигр Halo, но ему пришлось покинуть проект из-за творческих разногласий. «Район № 9» стал его дебютом.

 

Фильм частично снят в псевдодокументальной манере. По сюжету над столицей ЮАР, Йоханнесбургом, зависает огромный инопланетный корабль. Пришельцы, напоминающие человекоподобных насекомых, не могут покинуть Землю. Правительство создаёт для них лагерь. Вскоре это место превращается в рассадник бедности и преступности, что вкупе с нарастающим недовольством местного населения создаёт тревожную обстановку вокруг общины инопланетной формы жизни.

 

Главный герой фильма – Викус ван де Мерве, сотрудник организации, которая занимается выселением пришельцев из их домов. В процессе операции Викус случайно брызгает себе в лицо некой чёрной жидкостью. Вскоре становится ясно, что он начинает превращаться в такое же существо, к которым питает неприязнь.

 

Бюджет фильма составил 30 миллионов долларов, при этом в прокате он заработал 210 миллионов. А также собрал преданную аудиторию, которая всё ещё ждёт продолжения истории. Примечательно, что темы, свойственные африканскому кино (тяжёлые условия жизни, расизм), нашли воплощение и в новом жанре – фантастике.

 

Стоит рассказать и о фильмах Нигерии. По аналогии с Голливудом и Болливудом фабрика нигерийского кино носит название Нолливуд, хотя не всем это название приходится по душе.

 

Снимать кино в Нигерии начали давно, а вот история Нолливуда ведет свой отсчет только с 1990-х, когда торговец Кеннет Ннебуе привёз из Тайваня партию VHS-кассет на продажу, но бизнес не удался. Тогда Кеннет решил заполнить пустые кассеты фильмами. Так появился триллер «Жизнь в рабстве» с бюджетом в 12 тысяч долларов. Сегодня киноиндустрию Нигерии принято считать самой крупной на континенте и второй в мире по количеству фильмов, выпускаемых за год. Больше – только у Индии.


Сергей Меляхов

В иллюстрации использовано фото с сайта https://unsplash.com/ и фото из архива редакции

10.11.2023
Важное

Летающий автомобиль китайского производителя электромобилей Xpeng совершил первый полет в Пекине.

18.06.2024 17:00:00

МОК объявил об учреждении Олимпийских киберспортивных игр. Как инициативу оценивают эксперты?

18.06.2024 13:00:00

Новый проект NASA поможет астрономам точнее изучать вселенную.

18.06.2024 09:00:00
Другие Фото

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 5 (606), 23 января - 3 февраля, 1972 год.

 

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.

Эфир: 02.03.1978.

Источник: тележурнал «Международная панорама».

Заголовок: «Громовой язык рассвирепевшей Этны»  
Номер и дата выпуска:  № 34 (999) от 17-23 августа 1979 года.
Источник: газета «За рубежом».

На фото: «Москва читающая» (самая известная подпись к фотографии).
СССР, Москва, 1951 год.
Фотограф: Евгений Халдей
Источник: Мультимедиа арт музей / Московский дом фотографии