Найти Сатоси

ТРИ «УРАВНЕНИЯ» С ОДНИМ НЕИЗВЕСТНЫМ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. САТОСИ САИКУСА

Японский фотограф Сато́си Саикуса всю свою карьеру испытывал идею, что лицо человека одновременно важно и... не важно. Его клиентами были Катрин Денёв, Мишель Пфайффер, Моника Белуччи, Ева Грин, Софи Марсо, Виллем Дафо, Джонни Депп, Роман Полански, Такеши Китано и другие. По мнению американского писателя вьетнамского происхождения, лауреата Пулитцеровской премии Вьет Тхань Нгуена, под прикрытием своей работы модным фотографом для престижных журналов Сатоси вращался среди людей, умеющих и желающих выглядеть красиво, пытаясь снять их так, чтобы, с одной стороны, те остались в восторге, а с другой – чтобы показать зрителю красоту обыкновенности, ну а через неё – всех нас:

«Как показывает захватывающая работа Саикусы, череп не менее долговечен, чем красота. Его работы как будто говорят нам, что смерть придаёт смысл жизни так же, как и красота».



Не факт, конечно, что была хоть какая-то связь между тем, как Саикуса видел своё творчество, и тем, каким его увидел Вьет Нгуен (играть в рассуждения на тему «Что хотел сказать автор?» – дело азартное, но всегда проигрышное). Автор фотоателье «За рубежом» предполагает: истинная обыкновенность заключается в том, что Сатоси, как любой профессиональный художник, искал то, что можно продать. Желательно задорого. Тем не менее и про Саикусу, и про пулитцеровского вьетнамца вы, скорее всего, слышите впервые. Мы [совершенно бесплатно] предлагаем другое: антологию почти что мистических зарисовок, происходивших в тот же период времени, когда господин Сатоси Саикуса прятался за маской шимпанзе. В этих, на первый взгляд, никак не связанных между собой рассказах кроется одна любопытная деталь: это человек по имени Сатоси, которого никто не видел. Это, кстати, и важно, и не важно.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. САТОСИ НАКАМОТО 

31 октября 2008 года некто с именем Сатоси Накамото опубликовал статью Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System, в которой детально разложил децентрализованную систему электронной наличности – экосистему, не требующую внутреннего или внешнего администрирования и работающую в полностью автономном, безопасном и анонимном режиме. Он создал Биткоин, но никто до сих пор не знает, кто на самом деле такой Сатоси Накамото и как он выглядит. Сатоси Накамото, подобно Джеку Потрошителю, Бэнкси и Пелевину, скромно наблюдает за своей славой со стороны. Он использует слово «цент» в качестве обозначения минимальной передаваемой величины в Bitcoin, хотя таковой считается единица «сатоши» (устоявшийся перевод, несмотря на то что в Японии нет звука «ш». - Прим. авт.), в честь создателя. Считается, что Накамура участвовал в разработке программного обеспечения для Биткоина до середины 2010 года, а затем, не раскрывая своей личности, передал контроль над исходным кодом программисту Гэвину Андресену, забрав с собой около миллиона биткоинов (ВВП одной Иордании или двух Грузий), полученных за формирование первых блоков и никогда не переводившихся на другие адреса, – будешь тут осторожным. В начале 2011 года в своём профиле на сайте P2P Foundation Сатоси Накамото оставил сообщение:

«Я перешёл к другим проектам. Биткоин в надёжных руках Гэвина [Андресена] и всех остальных».

Гэвин Андресен вспоминает:

«Это был человек, который за случайную ошибку мог назвать тебя идиотом и навсегда перестать с тобой общаться».

Историй про то, кто и как пытался найти Сатоси Накамото, почти столько же, сколько биткоинов основатель первой криптовалюты добыл себе на ферме. Равно как и спекуляций на тему того, кто же этот цифровой гений. Над этой вариативностью не посмеялись бы только букмекеры из Landbrockes и Paddy Power, предлагающие клиентам делать ставки на всё. Когда в 2013 году Бенедикт XVI отрёкся от Святого Престола, то можно было поднять неприличную сумму, поставив на то, что новым папой конклав выберет, например, бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра (500 к 1), солиста U2 Боно (1000 к 1) или известного учёного, критика креационизма и автора книги «Бог как иллюзия» Ричарда Докинза с подходящим коэффициентом 666 к 1.

Наиболее распространённой (но не подтверждённой) версией о личности «папы» биткоина можно считать расследование журналистки Newsweek, опубликованное в марте 2014 года. Ли Макгрэт Гудман заявляет, что следы её поисков привели к 64-летнему калифорнийскому программисту японского происхождения Дориану Прентсис Сатоси Накамото, который скрывался не под псевдонимом, а... под собственным именем. Журналистка настаивала, что Дориан в ответ на её письмо сообщил ей, что больше этим не занимается. Родные описали Дориана С. Накамото как чрезвычайно умного, но угрюмого и помешанного на невмешательстве в частную жизнь человека, который постоянно шифрует электронные письма. Его семья отмечала резко негативное отношение Дориана к властям и банковской системе. Гудман удалось узнать, что в 2011 году программист Дориан сильно захворал, что совпадает с моментом, когда искомый Накамото передал администрирование Bitcoin Гэвину Андресену. Брат Дориана C. Накамото так описывал его журналистке:

«Он единственный человек из всех, кого я знаю, который мог прийти на собеседование и сказать интервьюеру, что тот идиот».

А вот слова дочери Дориана:

«Он очень беспокоился о вмешательстве государства в целом. Когда я была маленькой, мы часто играли в одну игру. Он говорил: “Представь, что за тобой гонятся спецслужбы”. И я пряталась в шкафу».

В день публикации расследования Гудман Дориан С. Накамото проснулся знаменитым. Newsweek опубликовала фотографию его и его дома. Другие журналисты легко вычислили адрес с помощью Google Street View. Днём 6 марта десятки репортёров ждали Накамото у дверей его дома. Удивлённый мужчина вышел, выбрал одного из журналистов и согласился на интервью при условии, что ему оплатят... обед. Сытый и виновато улыбающийся Дориан заявил корреспонденту Assoсiated Press, что не имеет никакого отношения к биткоину (он называл криптовалюту bitcom и говорил о ней как о компании, демонстрируя полное незнание предмета):
 
«Получилось так, будто я занимался этими «биткомами», а теперь не занимаюсь. На самом деле я не это имел в виду. Я говорил, что я больше не занимаюсь инженерной работой».

В этот же день на форуме P2P Foundation ожил оригинальный профиль Сатоси Накамото, оставивший ещё одно сообщение:

«Я не Дориан Накамото».

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. САТОСИ СИМОДЗИМА

4 февраля 2007 года сразу после захода солнца британец Энди Дарли взял рюкзак, лопату и направился вглубь леса, держа в руках фонарик и карту с пояснениями. Дойдя до нужного места, он стал копать яму. Было темно и нервно. Происходящее с веб-дизайнером из Лондона больше напоминало фрагмент сюжета традиционного японского кайдана (рассказы-ужастики. – Прим. авт.). Позже он расскажет британскому Wired, что это была его третья попытка. Прошлой ночью он увидел факел в темноте и испугался, что кто-то ему помешает. Он выкапывал одну яму за другой. Ничего. Когда у него закончились силы, Дарли вздохнул и посмотрел на ноги. Поверхность земли рядом с ним казалась несколько отличавшейся от остальной: верхний слой почвы был смешан с глиной. Кто-то беспокоил землю в недавнем прошлом... или, возможно, что-то закопал? Он опустился на колени, схватил шпатель и погрузил металл в грязь, уткнувшись им в твёрдый объект. Четыре дня спустя Дарли вошел в офис Mind Candy, игровой компании, базирующейся в Лондоне, чтобы представить свою находку и получить приз в размере 100 000 фунтов стерлингов. Дарли решил 254-ю из 256 карточек-загадок (как тогда казалось, последнюю из решаемых) Perplex City, игры в альтернативной реальности, запущенной в 2005 году, в которой 50 000 игроков отправились на поиски ответов, руководствуясь сложной паутиной головоломок из реальных и виртуальных миров. Игроки ориентировались в захватывающей истории, используя подсказки, найденные в карточках-головоломках, продаваемых в магазинах и на всех доступных на тот момент медиаплощадках. Это была гонка, чтобы найти Куб – духовный артефакт, ценный для жителей воображаемого города Perplex City, где головоломки и способность их разгадать ценятся прежде всего. Двумя ироничными карточками в игре были нерешаемые задачи: от игроков требовалось доказать гипотезу Римана (одну из величайших нерешенных математических задач в истории) и найти человека по одной-единственной, неизвестно где, когда и кем сделанной фотографии. Сбоку на карточке было написано:
 
«Я Сатоси, найди меня». 

Чтобы найти нужного Сатоси, а не просто похожего на него японца, следовало после обнаружения задать ему специальный контрольный Вопрос, в ответ на который получить контрольное Сообщение. Новость о том, что Куб был найден, распространилась, как лесной пожар. Это был грандиозный финал, который попал в заголовки газет по всему миру. То был конец эпохи ARG-игр и начало эры виртуальной реальности, за дверью которой уже томительно топтался ИИ. Открытие Куба завершило игру, и все забыли про неё на 15 лет. Но не Лора Холл, студентка из Техаса, которая всё это время бегала по сети с виртуальной лопатой, как Алиса за белым кроликом. Лора признаётся в интервью Wired, что дело не в игре, а в сообществе и «оптимистичном» интернете нулевых:

«Не было ничего из той антиутопии, что у нас есть сегодня. Только идея о том, что все знания доступны».

Лора Холл открыла сайт findsatoshi.com и последовательно грузила на него всю вызывающую интерес информацию. За 14 лет поисков ресурс стал таким же артефактом, как откопанный в лесу Куб, и собрал Лоре помощников. За это время на помощь подоспели и технологии. Кто-то прогонял снимок через FaceApp, чтобы понять, как выглядит японец сейчас. А в декабре 2020 года на видео о Сатоси наткнулся Том-Лукас Сэгер, немец, проводящий исследования в области искусственного интеллекта. Он загрузил фото карточки Сатоси в своё приложение и нажал кнопку поиска. Первые три результата мало чем помогли, но четвёртое фото его заинтересовало. На нём стояли десять японцев, и мужчина справа позировал с кружкой пива в руке — он очень напоминал Сатоси. Оказалось, что его зовут Сатоси Симодзима, эту информацию он передал Лоре. Погружённые в историю игроманы, затаив дыхание, ждали, когда Лора сделает последний шаг: выйдет на связь и получит секретное сообщение. Она написала короткое письмо, приложив снимок с карточки, перевела текст на японский и отправила на электронную почту Сатоси Симодзима:

«Я хочу задать вопрос: мужчина на фотографии – это вы?»

В конце 2020 года маски были сброшены и пришёл ответ, в подтверждение к которому был приложен скан оригинальной фотографии из карточки:

«Привет!
Я Сатоси...
ДА! Я Сатоси, которого вы искали!!! 
Вау, я совсем забыл об этой игре и даже не думал, что кто-то всё это время искал меня. Изначально я должен был передать сообщение тому, кто найдёт меня, но... Боже, я забыл сообщение, простите меня. Поздравляю с решением головоломки № 256 и желаю счастливого Нового года!».

Сообщением, про которое все забыли, был ответ на вопрос «Кто породил пламя и умер?», отсылающий к японскому фольклору, согласно которому первой женщиной на земле была богиня жизни и смерти Индзанами. Индзанами родила бога огня и от него же умерла. Её имя и было ответом, который должен был озвучить Сатоси. Об этом японцу напомнил разработчик игры Джей Биддулф. Кстати, Лора Холл доигралась до того, что вышла за Биддулфа замуж.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:

Открывая тайну Сатоси, мы открываем дверь в удивительный мир, где игра становится ключом к новым горизонтам и смелым решениям.

создано ChatGPT
Автор: Иван Захаренко
25.01.2024
Важное

Марсоход Perseverance обнаружил внутри марсианской породы зелёные пятна.

01.11.2024 17:00:00

Бразилия отказалась участвовать в глобальном проекте Китая «Пояс и путь».

01.11.2024 13:00:00

В Соединенных Штатах нашли  партитуру прежде неизвестного вальса Фредерика Шопена.

01.11.2024 09:00:00
Другие Фото

На фото: неизвестный человек перед колонной танков во время протестов на площади Тяньаньмэнь.
Китай, Пекин, июнь 1989 года.
Фотограф: Джефф Уайднер
Источник: The Associated Press

Заголовок: «Летящий на лазерном луче».
Номер и дата выпуска: № 40 (1005) 28 сентября - 4 октября 1979 г.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Куниморо Иосиро.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 16 (617), 14–20 апреля 1972 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 19 сентября 1976 г.
Источник: тележурнал «Международная панорама».