Осторожно, двери закрываются

Осторожно, двери закрываются

В № 9 (662) газеты «За рубежом» в 1973 году был опубликован материал «Скоростные поезда», посвящённый британскому поезду APT (Advanced Passenger Train).


«Перспективы развития железнодорожной сети связаны с увеличением скорости и плотности движения. Так, к середине 80-х годов около 220 английских городов намечается связать сетью железных дорог, по которым будут курсировать усовершенствованные поезда APT со скоростью до 240 км/час» – так описывались перспективы в сфере железнодорожных перевозок. Британскую разработку назвали «движущимся по рельсам самолётом». Отмечалось, что APT потребуется только треть от той мощности, которая нужна другим поездам для достижения предельной скорости. При этом состав «значительно меньше изнашивает рельсы и почти не доставляет пассажирам неудобств на поворотах».


Автор статьи рассказывает об отличительных чертах нового скоростного транспорта: «Особенность конструкции поезда APT – система подвески, которая позволяет ему развивать высокую скорость на уже существующем железнодорожном полотне. Наряду с механизмами наклона вагонов, компенсирующими боковые перегрузки при движении с большой скоростью на криволинейных участках, новая система подвески обеспечивает большие, чем раньше, удобства для пассажиров».

 

Планировалось, что к 1974 году удастся создать два опытных прототипа поезда, к 1977-1978 гг. предусматривался ввод в строй 30-40 составов в год. Разгоняться такой транспорт смог бы до 320 км/ч. Потенциально же APT мог увеличить скорость до 400-480 км/ч, что потребовало уделить больше внимания вопросам безопасности. Тут на помощь пришли компьютеры: «С этой целью разработана сложная система управления железнодорожным движением с использованием последних достижений техники связи и сигнализации. ЭВМ, установленная в центре управления движением, будет регистрировать движение поездов в данном районе, сравнивать его с графиком и выдавать рекомендации для сведения задержек к минимуму». Также на поездах предполагалось установить устройство, которое должно было рассчитывать максимально допустимую скорость и предупреждать машиниста о её превышении. Если человек не обратит внимание на совет машины, та она возьмет на себя инициативу и остановит состав.

 

Данный проект создавался как один из вариантов потенциального решения проблемы железнодорожных линий в Великобритании. Дело в том, что они обладали большим количеством поворотов, из-за чего не получалось разгонять поезда до высоких скоростей: был велик риск, что состав сойдёт с путей, а пассажиры и их вещи упадут во время поворотов. APT же как раз разрабатывался с технологией активного наклона, которая, как писали авторы в 1973 году, должна была снизить подобные перегрузки. В итоге APT стал первопроходцем применения этой идеи, с тех пор технологию используют в других скоростных поездах по всему миру. Отметился состав и еще одним достижением: во время тестовых испытаний в 1979 году установил рекорд Великобритании, разогнавшись до 261 км/ч. Сместить его с первой строчки рейтинга удалось только через 23 года.

 

Впрочем, не все в истории APT было так гладко. После выхода на маршруты в 1981 году состав стал объектом нападок со стороны журналистов. Они активно писали о его недостатках. В поезде с перебоями работал ряд систем, перенести дорогу пассажирам было нелегко: людей укачивало. APT отправили на доработку, на которую потребовалось ещё несколько лет. Вернулся состав в 1984 году с некоторыми улучшениями, однако глобальными назвать их было нельзя. Поезда проработали до 1986 года, после чего были сняты с производства. Патенты у британцев приобрела итальянская компания Fiat, технологии воплотились в проекте скоростного поезда Pendolino. Составы успешно курсировали по разным странам, в том числе и по Великобритании.

 

Современные скоростные поезда могут разгоняться до, казалось бы, немыслимых для этого вида транспорта скоростей и при этом остаются комфортными для пассажиров. Так, японские модели на магнитной подушке развили скорость 603 км/ч. Ввести их в эксплуатацию планируют в 2027 году. Французские TGV разогнались до 574,8 км/ч. Сейчас они курсируют между Парижем, Лионом, Страсбургом, Лондоном и другими городами. Правда, покататься с максимальной скоростью не получится: ее ограничивают до 320 км/ч.

 

Этим летом в Китае успешно испытали новый скоростной поезд CR450, который достиг скорости 453 км/ч. Когда поезд введут в эксплуатацию, из Пекина в Шанхай (а это больше 1000 км) можно будет доехать примерно за 2,5 часа. Один минус в таком путешествии все же есть: любители дорожной романтики не успеют насладиться поездкой.


Сергей Меляхов

В иллюстрации использовано и фото с сайта https://unsplash.com/ и фото из архива редакции

03.11.2023
Важное

Марсоход Perseverance обнаружил внутри марсианской породы зелёные пятна.

01.11.2024 17:00:00

Бразилия отказалась участвовать в глобальном проекте Китая «Пояс и путь».

01.11.2024 13:00:00

В Соединенных Штатах нашли  партитуру прежде неизвестного вальса Фредерика Шопена.

01.11.2024 09:00:00
Другие Фото

На фото: неизвестный человек перед колонной танков во время протестов на площади Тяньаньмэнь.
Китай, Пекин, июнь 1989 года.
Фотограф: Джефф Уайднер
Источник: The Associated Press

Заголовок: «Летящий на лазерном луче».
Номер и дата выпуска: № 40 (1005) 28 сентября - 4 октября 1979 г.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Куниморо Иосиро.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 16 (617), 14–20 апреля 1972 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 19 сентября 1976 г.
Источник: тележурнал «Международная панорама».