В конце 1920-х годов
«архитектор Детройта», проектировщик штаб-квартиры General Motors, выходец из семьи немецких евреев
Альберт Кан был
приглашён в СССР для участия в индустриализации. Для этого в Стране Советов специально была создана структура под названием
«Госпроектстрой». Торгово-промышленная газета в материале за июнь 1929 года объясняет:
«Госпроектстрой должен стать учебно-производственным предприятием, которое, воспринимая американский опыт в процессе своей производственной деятельности, одновременно передавало бы этот опыт возможно большему количеству стройорганизаций и молодых советских специалистов. Наша задача – овладеть богатейшим американским техническим опытом в области строительства, научить этому опыту молодые кадры».
Вместе с
Каном в Москву приехали 25 американских инженеров, которые в течение двух лет подготовили более 4000 специалистов,
Альберт Кан со своими помощниками спроектировали и организовали в общей сложности строительство 521 промышленного объекта (
Энциклопедия российско-американских отношений XVIII-XX века). Американский опыт проектирования предприятий был взят в этот период в СССР за основу, и специалистам под руководством
Кана (не за бесплатно, разумеется) был предложен колоссальный
пакет заказов на строительство станковых, автомобильных и тракторных заводов по всей стране с обязательной программой обучения. В рекордные сроки был выполнен проект тракторного (впоследствии танкового) завода в Сталинграде, затем такого же, но в больших масштабах, завода в Челябинске. Газета «За индустриализацию» от 5 июля 1930 года подчёркивает:
«…Очень важно отметить, что работа американских специалистов… была не консультативной работой, а фактическим руководством всем строительством и связанными с ним различными операциями».
В 1931 году побывавший на челябинской стройке американский журналист
Хьюго Никербокер (к слову, лауреат Пулитцеровской премии за цикл статей о Пятилетке в СССР) напишет об увиденном в своей книге «Угроза красной торговли» очевидное
[спасибо, Кэп] наблюдение:
«Строящаяся сейчас тракторная фабрика в Челябинске может почти моментально быть переориентирована на военные цели для отражения ожидаемого нападения капиталистического мира. Планируемый выпуск 50 тысяч десятитонных гусеничных тракторов, очень сильно напоминающих танки, в год означает, что речь идёт о производстве одного из типов танков».
Тем не менее уже в 1930 году выяснилось: эффективного сотрудничество с Госпроектстроем у американцев не выйдет. В письме в ВСНХ СССР
Альберт Кан отмечает:
«Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских архитекторов и инженеров. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертёжной работы. Они сделались чертёжниками, вместо того чтобы быть руководителями чертёжного бюро».
К 1932 году руководство СССР по[д]считало, что текущее стратегическое партнёрство обходится стране слишком дорого, и договор с
Каном разорвали, сотрудники уехали обратно в США. Но не все.
Роберт Робинсон по окончании контракта в Сталинграде решил устроиться на Московский подшипниковый завод, обнаружив для себя здесь больше прав и свобод, особенно для человека с тёмным цветом кожи (он был единственным афроамериканцем в группе инженеров), к тому же Штаты в тот период переживали Великую депрессию. На пике советской карьеры
Роберт Робинсон в декабре 1934-го был
избран депутатом Моссовета. «Вечерняя Москва» в номере от 14 декабря тогда отработала кликбейт своего времени, приложив эту фотографию:
«Чёрный человек будет заседать в Белом зале Моссовета. Он займёт своё место по праву как депутат рабочих передового завода, как представитель самой угнетённой в капиталистическом мире национальности, нашедший родину в Стране Советов».
По заявлениям самого
Робинсона советской прессе, темнокожему человеку оказалось гораздо
проще устроиться на работу инженером в СССР, чем в США. Его «квалификейшн» на собеседованиях мало интересовали американского работодателя, и долгое время он работал грузчиком, швейцаром в аптеке и подметал цеха. Когда ему удавалось на время устраиваться на завод, над ним издевались «отсталые группы белых рабочих». Поводом податься в депутаты стало притеснение по расовому признаку
Робинсона на Сталинградском заводе, правда был нюанс:
Роберта пытались избить американские, а не советские рабочие. Местная газета тут же поместила передовую статью с резким осуждением расистской выходки зарубежных специалистов и завертелось… больше чем на 40 лет. В автобиографии под названием
Black on Red: my 44 years inside Soviet Union (1988) Роберт Робинсон вспоминает начало этого длинного пути с гордостью:
«Всё же надо признать, что 1932-й и первая половина 1933 года сложились для меня удачно: в профессиональном отношении я за этот период очень сильно вырос. Цех был моей лабораторией, где я мог придумывать и создавать механизмы. Благодаря им производительность на нашем участке была самой высокой на заводе. Всё это, а также уважение, которым я пользовался у рабочих, особенно русских, не могло не радовать. Но главное, от чего я получал удовлетворение, – это возможность самому ставить задачу и находить её решение. Для меня работать на Шарикоподшипниковом было все равно что играть в любимую игру и еще получать за это деньги. Учитывая мои успехи в труде, администрация завода разрешила мне летом 1933 года съездить в Америку, повидать мать. Перед отъездом я получил предложение подписать ещё один годовой контракт. На заводе знали, как я люблю свою работу, но контракт служил дополнительной гарантией, что я вернусь».
Второй раз вернуться домой в США удалось только в 1974 году. После Великой Отечественной войны, которую
Робинсон провёл в эвакуации в Куйбышеве (Самара) вместе со своим предприятием, картина социального совершенства перестала идти по плану: его
понизили в должности, ежегодно отказывали в получении визы для отпуска за границей. А ещё довольно быстро выяснилось, что расизм (не только в отношении к самому
Робинсону, но и по его личным наблюдениям) географических границ не имеет. В середине семидесятых на фоне холодной войны
Роберт Робинсон добился разрешения на туристическую поездку в тёплую Уганду, из которой в СССР не вернулся.
Что касается промышленного архитектора
Альберта Кана, то ему не суждено было дожить даже до окончания Второй мировой. Тем не менее события всех военных конфликтов XX века начиная с 1939 года с участием СССР развивались так, как они развивались, в том числе благодаря
«советским Детройтам», спроектированным американской фирмой
Кана. А ещё тяжёлому труду миллионов простых советских рабочих, одним из которых, несомненно, был мистер
Робинсон.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
В 1947 году Роберт Робинсон снялся в роли темнокожего американца в фильме о Николае Миклухо-Маклае.
Автор:
Иван Захаренко