Талантливый и честный художник

Талантливый и честный художник

В № 11 (664) газеты «За рубежом» за 1973 год была опубликована статья «Мир Акира Куросава» (орфография сохранена), посвящённая творчеству знаменитого классика японского кино.


Материал начинался с перечисления самых знаковых работ режиссера: «Мировую известность Акира Куросава принесли его исторические фильмы, такие как «Расёмон», «Семь самураев», «Телохранитель». Эти эмоциональные, экзотические по обстановке, но универсальные по теме фильмы поражают иностранца своей необычностью».

 

Автор статьи Барбара Вольф считала, что по сравнению с вышеперечисленными лентами фильмы Куросавы на более современные темы представлялись на первый взгляд «довольно ординарными»: «Его современные персонажи кажутся более неприметными. И всё же эти фильмы проникнуты атмосферой особой напряжённости. Зрителю порой кажется, что на экране он видит самого себя».

 

Большинство кинокартин Куросавы о современности представляют собой либо детективные, либо «медицинские» драмы. Это истории о болезнях и преступлениях.

 

В фильмах Куросавы последних 15 лет (на момент написания оригинальной статьи в газете «За рубежом». – Прим. ред.) «герои чем-то похожи друг на друга». Впрочем, такой ход вовсе не расценивается журналистом как самокопирование: «Постоянное повторение этой авторской линии от фильма к фильму стало тематической схемой. Куросава использует болезнь и преступление так же, как это делал Томас Манн, метафорически. Иногда эта схема служит для того, чтобы символизировать разрушительные силы, свойственные природе и человеку».

 

Особое внимание в материале уделили одному из фильмов режиссера: «В 1965 году, вскоре после выхода на экраны «Красной бороды», один журналист заметил, что в этом фильме сконцентрировано то, что Куросава когда-либо стремился выразить».

 

Отмечалось, что на родине режиссёра фильм пользовался большой популярностью, в то время как за пределами Японии репутацию ленте пришлось зарабатывать с большим трудом: «Очевидно, то, что фильм мог сказать японцам, было недоступно пониманию многих иностранцев».

 

Заканчивалась статья о гении японского кино так: «Режиссёр заявляет, что делает все свои фильмы для одной аудитории – молодых японцев, которым нет ещё 30 лет. Очевидно, он считает себя больше наставником, чем художником. И всё-таки он художник, талантливый и честный художник. Куросава пользуется репутацией «самого западного» из всех режиссёров Японии, хотя, несомненно, он был и остаётся носителем истинно японского духа».

 

Спустя два года с момента публикации этой статьи в газете на экраны вышел знаковый советско-японский фильм «Дерсу Узала». Сюжет основан на одноимённом романе учёного и писателя, известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева — о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таёжным охотником.

 

Стоит добавить, что предложение поработать над лентой пришло к Акире Куросаве в тяжёлый период его жизни. В 1971 году из-за провала фильма «Под стук трамвайных колёс», который режиссер снимал в составе творческого объединения «Группа из четырех всадников», он даже пытался покончить с собой. Так что возможность создать новую ленту стала для мастера своего рода спасением и выходом из кризисной ситуации.

 

Для Куросавы эта работа стала первой не на японском языке. Роль Дерсу Узалы исполнил тувинский актёр Максим Мунзук, Владимира Арсеньева сыграл Юрий Соломин.

 

Опыт сотрудничества режиссёра из Японии и советской команды можно назвать успешным – в 1976 году лента получила премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. «Дерсу Узала» принёс Куросаве победу и оказался в одном ряду с другими русскоязычными лентами - лауреатами премии.

 

После выхода ленты на экран Куросава занялся фильмом «Кагемуся: Тень воина», который продюсировали небезызвестные Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Затем режиссер снял ещё несколько кинолент, самой узнаваемой из которых стала «Ран».

 

Влияние Куросавы вышло далеко за пределы авторского кино для эстетов. Его ленты вдохновляли авторов фильмов о ковбоях. Фильм Акиры Куросавы «Телохранитель» послужил своего рода основой для картины Серджио Леоне «За пригоршню долларов». Этот фильм не только запустил «долларовую трилогию», но и сформировал запрос на «спагетти-вестерны» (вестерны, снятые в Италии), а также открыл миру феномен Клинта Иствуда, на которого будут ссылаться Стивен Кинг, Марти Макфлай из третьей части фильма «Назад в будущее» и другие герои вестернов.

 

В 1960 году ещё одна история Куросавы «Семь самураев» превратилась в вестерн – «Великолепную семёрку». Американская адаптация ленты оказалась весьма успешной: она получила продолжение, а в 2016 году состоялся ее ремейк, в котором снялись Дэнзел Вашингтон, Крис Пратт, Итан Хоук и другие звёзды.

 

Но, наверное, самая известная франшиза, которая обязана своим сюжетом японцу, – «Звёздные войны». След Куросавы часто можно найти в самых разных проектах о «далёкой галактике». Так, первая часть серии фильмов была отчасти навеяна приключенческой лентой «Три негодяя в скрытой крепости»: ее герои послужили прототипами для ряда персонажей.

 

Стоит также отметить, что джедаи чем-то напоминают самураев, даже слово «джедай» является производным от «дзидайгэки» – так в Японии называют жанр исторических фильмов, в которых часто появляются самураи.

 

К сюжетам Куросавы создатели «Звёздных войн» возвращались не раз. В мультсериале «Войны клонов» один из эпизодов посвятили «Семи самураям»: главные герои Энакин Скайуокер, Асока Тано и Оби-Ван Кеноби попадают в деревню, которая терпит набеги. Объединившись с четырьмя наёмниками, джедаи, как и герои фильма Куросавы, заступились за местных жителей.

 

Похожий сюжет присутствует в сериале «Мандалорец». Кроме того, в некоторых эпизодах содержатся яркие визуальные отсылки к творчеству Куросавы, как это было и в случае с «Джедаем» 2020 года. Его авторы явно и не стесняясь используют отсылки к самурайской культуре, помещая одну из основных битв серии, по сути, в самый настоящий японский сад, только на другой планете.

 

Фильмы Акиры Куросавы оказали немалое влияние и на гейминдустрию. В 2020 году вышла игра «Призрак Цусимы», в ней геймеру отводилась роль самурая, живущего в XIII веке. Чтобы обозначить, чье творчество стало одним из источников вдохновения для создателей проекта, в игре предусмотрели «Режим Куросавы» – это настройка, которая накладывает на экран чёрно-белый фильтр и добавляет ряд других эффектов. Они делают изображение более похожим на картинку из фильмов классика.


Сергей Меляхов

26.01.2024
Важное

Торги токеном хомяка Hamster Kombat стартовали на премаркете криптобиржи Bybit.

13.07.2024 13:00:00

Гана планирует построить свою первую атомную электростанцию: что стоит за этим решением?

13.07.2024 09:00:00

Милей открывает доступ для отечественных и иностранных компаний на авиарынок Аргентины и отменяет регулирование тарифов на авиабилеты.

12.07.2024 17:00:00
Другие Фото

На фото: Ловец воров (справа) во время поисков преступника.
Эфиопия (Абиссиния), ориентировочно 1929 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: Архив Роба Муриса

Заголовок: «400 веков настенной живописи»
Номер и дата выпуска: № 46 (647) 10-16 ноября 1972 год.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Виталий Петрусенко.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 9 (402), 23-29 февраля, 1969 год.

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 9 (610), 22 февраля - 2 марта, 1972 год.