Сила Яшина

Сила Яшина

Баграт Степанян
26.04.2016 00:46
3655
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

25 марта исполнилось 24 года со дня смерти великого вратаря ХХ века Л.И. Яшина. В связи с этой скорбной датой хотелось бы не только вспомнить об этом легендарном спортсмене, но и показать, в чем же была его сила. До него и после него были замечательные вратари, но на мировом звездном небосклоне оставил свой след только Лев Яшин.

Спросите любого тренера, какого вратаря он бы хотел видеть на воротах своей команды? Ответ будет один — надежного. Желание тренеров можно понять: отсутствие веры в надежность вратаря заставляет игроков беспокоиться об обороне, тратя на это лишние нервы и внимание. Кроме того, нервозность вратаря невозможно скрыть от соперника. Стоит сопернику обнаружить эту слабину, как он сразу же стремится использовать любую возможность для нанесения удара. И наоборот — если вратарь команды надежен, ее игроки атакуют со спокойной душой, чувствуя, что тыл обеспечен.

Не сосчитать, сколько надежных вратарей увидел мир – это легендарный испанец Дон Рикардо Заморра, чех Франтишек Планичка, англичанин Гордон Бэнкс, итальянец Дино Дзофф, немец Зепп Майер, венгр Дьюла Грошич и другие. Благодаря надежной игре вратарей команды нередко достигали больших высот. И напротив, были случаи, когда команды, выступая на чемпионатах, выбывали из борьбы только из-за провалов своего вратаря. Так, в 1982 году прекрасная сборная Бразилии проиграла сборной Италии 2-3 в четвертьфинале из-за того, что вратарь Валдир Перес явно уступал по классу своей команде. Другой пример: в 1966 году великолепная команда сборной Венгрии во главе со знаменитыми игроками, такими как Ференц Бене и Альберт Фаркаш, не смогла бороться за высокие места потому, что оба вратаря — Сентмихай и Геллеи — не соответствовали ее уровню.

Надежным можно назвать вратаря, который играет удачно на протяжении многих игр, спасает свою команду и не допускает непростительных часто повторяющихся ошибок. В современном футболе роль надежного вратаря очень важна. Прошли уже те времена, когда легендарный Пеле говорил: «они забьют, сколько смогут, а мы забьем, сколько хотим». Теперь уже очевидно, что, не имея классного вратаря, успехов команда достичь не может.

К сожалению, нередко случается, что в одной игре вратарь показывает чудеса и вытаскивает труднейшие мячи, а в следующей его просто не узнать: он пропускает ненужные голы («бабочки»), подводя команду. Как ни странно, этим отличаются даже вратари с мировым именем. Вот, к примеру, как играет вратарь «Ливерпуля» Миньоле, в год получающий 2,4 млн фунтов стерлингов:

Невольно возникает вопрос: как может вратарь такого класса пропускать подобные голы и после этого снова вставать в ворота? Ответ на этот вопрос, наверное, знают английские букмекеры.

Профессионализм вратаря состоит из соединения четырех компонентов: технической, тактической, физической и психологической подготовки. Из этих компонентов складываются многие качества, например техника броска, тактика выхода из ворот, физическая прыгучесть, психологические смелость, решительность. Справедливости ради отметим, что оценки, которые будут даны в этой статье, носят субъективный характер. В то же время они основаны на многолетнем анализе вратарской игры.

Первый компонент – техника. Качество № 1 — игра на воротах. Обычно поклонники футбола в первую очередь обращают внимание на технику бросков вратарей, известную как «игра на воротах». Если считать ее мерилом вратарского технического мастерства, то можно назвать имя выдающегося мастера — Алексея Петровича Хомича (вратарь московского «Динамо»).

В 40-х годах некоторые советские специалисты считали лучшим на воротах вратаря московского «Спартака» Анатолия Акимова. Есть аналогичное мнение о вратаре «Зенита» 50-х годов. К сожалению, игры этих вратарей я не видел, но зато видел чудесные, буквально «пантерские» броски Алексея Хомича. Известный голкипер киевского «Динамо» Олег Макаров в своей книге «Вратарь» вспоминает об одной тренировке, которую он проводил совместно с Хомичем: «Должен сказать, что уже первые совместные тренировки буквально потрясли меня: подобного я никогда не видел. Алексей Петрович метался в воротах, доводя нападающих до отчаяния, они не могли, бывало, забить ему гол даже с нескольких метров. И, что самое важное, он почти всегда брал мячи намертво, не отпуская их от себя».

Более ценно мнение о Хомиче Льва Яшина, высказанное в книге «Счастье трудных побед», написанной совместно с Л. Горяновым: «Слава Хомича прокатилась по всей Европе после его блестящей игры в Англии 1945 г. При своем среднем росте он мог пролететь по воздуху от центра ворот до штанги (расстояние между штангами — 7 м 32 см. — Б. С.), и все с завидной ловкостью и мягкостью: пролететь, приземлиться молниеносно, по-кошачьи оказаться на ногах».

Как-то Алексей Петрович сказал: «Вратарь — это соединение многих положительных качеств. Отними от него одно-два, и вратарское искусство рассыплется прахом». Хомич был прав: обладая превосходной прыгучестью, он мастерски ловил мяч и отбивал удары, но был слаб в чтении или моделировании игры. Этот недостаток вызывал недовольство у игроков и руководителей команды. Как ни парадоксально, в приказе о его увольнении значилось: «из-за отсутствия прыгучести».

Прыгучестью владел и Анзор Кавазашвили. Стоит вспомнить его великолепный прыжок в матче на чемпионате мира 1970 г. между сборными СССР и Уругвая (0:0). После удара уругвайца Кубиласа с линии штрафной площадки Кавазашвили, сделав головокружительный бросок, отбил мяч, летевший в правый верхний угол ворот. Кстати, мне удалось встретиться с Анзором Имрековичем в Краснодаре в 1988 г., и я напомнил ему об этом случае. В ответ Анзор Имрекович улыбнулся и удивился, что 18 лет спустя люди помнят игровые кадры с его участием. Вот какими были советские вратари!

Техника №2 — удар одним кулаком. Наилучшим образом ударом кулака владел Лев Яшин. Советую читателям в качестве наглядного пособия посмотреть игру СССР-ФРГ на Чемпионате мира 1966 г. и обратить внимание на то, как Лев Яшин действует кулаком в борьбе с Халлером.

Техника №3 ловля мяча. Мы знаем, что для того, чтобы ловить мяч, вратарям нужны: а) техника ловли мяча; б) цепкость пальцев; в) чувство мяча; г) качество перчатки. В 1972 г. в команде «Днепр» под руководством В. Лобановского играл вратарь Леонид Колтун. Он был мастером хватки мячей намертво. У него руки были как будто стальные, удивительном образом он мог схватить скользкие мячи, после сильного удара летевшие прямо ему в лицо. Я сам еще мальчиком видел это, стоя за воротами Колтуна на ереванском стадионе «Раздан». Могу предположить, что эти качества он приобрел на занятиях ватерполо, которое развило у него силу пальцев и чувство скользкого мяча.

Второй компонент — тактика. Качество №1 — умение выбрать место в воротах. Мастером экстра-класса в этом деле был Лев Яшин, умевший выбрать место в воротах так, что после многих ударов соперников мяч летел прямо ему в руки. Многие считают, что это были ошибки атакующих, а на самом деле это — заслуга вратаря, выбиравшего правильную точку у ворот.

Второе качество — «игра на выходах». «Король воздуха» — так называли Рината Дасаева, который был очень силен на выходах. Особенно ярко он проявил это качество на чемпионате мира, проходившем в 1982 г. в Испании, отличившись в первом матче с бразильцами (сборная СССР его, увы, проиграла 1:2). Задача вратаря — использовать свои преимущества: брать мяч руками в своей вратарской площадке, ловить мяч в воздухе и этим нейтрализовать опасности у своих ворот. К сожалению, игра Дасаева на воротах уступала его игре на выходах.

Третье качество — игра при выходе один на один. Один из ведущих советских тренеров Михаил Якушин в своей книге «Тайны большого футбола» отмечает, что вратаря, при выходе один на один выступавшего столь же удачно, как Евгений Фокин (вратарь «Динамо», играл до Хомича), он не встречал.

Впрочем, Якушин высоко оценил еще одного вратаря — голландца Дэйвида Рейтсма. При выходах один на один тот действовал уникальным, я бы сказал антиклассическим образом: стремительно выходил из ворот и прыгал к мячу, растопырив руки и ноги, словно паук. А затем ловил мяч и, сделав кувырок, вставал на ноги. Наглядно это было продемонстрировано в матче СССР – Голландия в 1971 г. Он четыре-пять раз поступил таким образом — и все удачно. Хочу подчеркнуть, что сами форварды не ожидали такой смелости вратаря и все время избегали столкновения с ним. Что удивительно, голландский вратарь по профессии был медиком.1 Ему предлагали контракт с «Фейеноордом», но он отказался. А жаль: если бы Рейтсма был в составе сборной Голландии на чемпионате мира 1974 г. вместо Ёнгбланда, то команда Круиффа стала бы чемпионом мира.

На мой взгляд, самым сильным вратарем при выходе один на один был все-таки Яшин. Он обладал уникальным приемом по нейтрализации атаки. В чем секрет этого приема? Ответить на этот вопрос пусть попробуют юные яшинцы.

Качество №3 – выход вратаря на перехват мяча с помощью бросков. Так действовали выдающие вратари мирового класса — Лев Яшин и Гордон Бенкс. Особенно хочется отметить фрагмент из финальной игры чемпионата мира 1966 г. между сборными Англии и ФРГ, где Бенкс показал академическое вратарское искусство.

Качество № 4 — резкость. Резкость во вратарском искусстве остается самобытной и никаких метаморфоз не претерпевает. Бывший вратарь Барселоны Виктор Вальдес благодаря своей феноменальной резкости добился многого. Однако можно заметить, что когда он бросается, например, в правый дальний угол ворот, то ноги поднимает наверх, а тело тело с головой идет, соответственно, вниз. Вот и получается, что Вальдес сам себе укорачивает полет, не доставая мяча. Он показывает, какой он прыгучий вратарь, но что толку, если мяч уже в сетке? Если бы Вальдес делал дальние броски по методу вратерей СССР — грудь вперед, — то благодаря своей резкости, ловкости и прыгучести доставал бы многие мячи, летевшие в дальние углы ворот. А при неправильной технике прыгучесть не работает, и вратарь действует с очень низким коэффициентом.

Качество №5 — акробатика. Один из ценнейших видов спорта, необходимых вратарю, – это акробатика. Без нее невозможно действовать свободно и безопасно при бросках в верхний угол ворот, потому что после полета нужно еще приземлиться, а при приземлении нужно удачно группироваться, чтобы не разбиться. Великолепными акробатами были Хомич, Кавазашвили, Борис Разинский, Юрий Пшеничников.

Психологический компонент – смелость. Ее можно условно разделить на два типа: физический и моральный. Физически смелым вратарем можно считать лучшего вратаря 20-го века испанца Дон Рикардо Заморру. Расплющенный нос, раздробленное плечо, рассеченный язык, много раз «штопанные» губы и искалеченная рука — вот те «сувениры», которые остались у Заморры на память о футбольных битвах. «Если бы пришлось начать сначала, я бы снова стал вратарем, — говорит испанец. — Травмы — это мелкие неприятности, так сказать, издержки производства. Без риска нет победы».

Чтобы понять, что такое моральная смелость, обратимся к Яшину, который пишет: «В 1955 г. в составе »Динамо» попал я в Италию. Мы перебрались во Флоренцию, где на заполненной до отказа трибуны в стадионе встретились с местной »Фиорентиной» и проиграли 0:1. Собственно говоря, дело было отнюдь не в удаче, а в изумительной — иного слова не подберу — игре вратаря наших соперников. Восторженные тиффозы унесли с поля на руках Энрико Альбертози. Тогда ему исполнилось 16 лет, он еще не играл за основной состав и на игру с нами был поставлен случайно, в связи с тем что все три основных вратаря по разным причинам »вышли из строя»».

Здесь ясно одно: эти три вратаря не готовы были играть против авторитетной команды «Динамо» и «покинули корабль» из-за отсутствия смелости. А 16-летний юноша, который обладал бойцовскими качествами, не испугался ответственности. В дальнейшем мы стали свидетелями блистательной карьеры Альбертози.

Качество — решительность. Многие голкиперы из-за страха пропустить гол убивают в себе одно из важнейших вратарских качеств – решительность. Едва ли не самым решительным вратарем принято считать немца Мануэля Нойера. Вспомним чемпионат мира 2014 г., матч сборной Германии и Алжира, закончившийся со счетом 1:0. Немцы «отскочили» от проигрыша благодаря тому, что Нойер решительном образом пять-шесть раз срывал атаки алжирцев, действуя фактически как защитник.

Однажды на чемпионате российской Премьер-лиги один из комментаторов, желая похвалить вратаря, который решительно вышел за штрафную, сказал, что тот сыграл «по-нойерски». Между тем изобретателем этого приема является советский вратарь Алексей Дорохов, который первым начал выходить за пределы штрафной площадки, срывая атаки соперников. Затем другие голкиперы приняли эти тактические приемы и удачно исполняли в течение многих лет. Нойер же вдобавок изменял свой стиль игры, что дано не каждому вратарю.

Качество — психологическая устойчивость: самообладание, хладнокровие. На чемпионате мира 1982 г. в четвертьфинале встретились сборные Италии и Бразилии; бразильцев устраивала ничья, однако матч закончился со счетом 3:2 в пользу итальянцев. В той игре вратарь сборной Италии 40-летний Дино Дзофф проявил поразительное самообладание и хладнокровие. Дело в том, что в начале матча он пропустил мяч, пробитый Сократесом в ближний угол ворот. Такие голы считаются грубейшей ошибкой вратаря. Обычно после таких ляпов вратари теряют самообладание, в некоторых случаях даже «ломаются» и в дальнейшем действуют неуверенно. Однако Дзофф не только не растерялся, но и, сыграв надежно на последней минуте матча при счете 3:2 в пользу итальянцев, накрыл ровно на линии ворот мяч, пробитый головой того же Сократеса. Этим спасением Дзофф помог своей команде выйти в полуфинал, финал, а затем и стать чемпионом мира. Более того, он установил вратарский мировой рекорд — в играх за сборную не пропускал мячей 1143 минуты подряд. Вот что значит психологическая устойчивость!

В 70-80-х гг. прошлого века в московском «Динамо» был вратарь Александр Уваров. Десять лет он сидел в запасе, то есть не играл в основном составе, потому что в команде были такие мастера, как Владимир Пильгуй и Николай Гонтарь. Однако Уваров показал фантастическую силу воли спортсмена. Благодаря упорным тренировкам и целеустремленности в 1986 г. ему удалось получить место в основном составе и завоевать приз лучшему вратарю. А в 1990 г. он сыграл за сборную на Чемпионате мира. Кстати, Лев Яшин тоже почти пять лет сидел в запасе.

Яшин обладал 80% всех вышеназванных качеств, а значит, он был вратарем с очень высоким коэффициентом полезного действия. Однако преимущество Льва Ивановича все же в другом: у него был свой стиль, и стиль этот называется «простая игра». Играть просто — это значит не совершать ни одного лишнего движения, ни одного лишнего броска. Вот что пишет об этом сам Яшин: «Эффектное парирование мощных ударов мне не по вкусу, потому что игры на зрителей не признаю и мечтаю лишь об одном — сохранить в неприкосновенности ворота моей команды…» С таким девизом он играл 20 лет.

Итак, 80% необходимых качеств плюс игровой стиль — вот из чего складывается не просто надежность, а сверхнадежность Яшина. В 1963 году его «Динамо» стало чемпионом СССР. Яшин участвовал в 27 матчах и пропустил всего шесть голов — ярчайший показатель сверхнадежности! Знаменитый вратарь Иво Виктор, который, кстати, 7 мая 1971 года в прощальной игре Яшина защищал ворота сборной мировых звезд, в своей книге «Вратарь №1» написал: «Простота диктует стиль, а стиль обеспечивает надежность».

Выдающийся советский тренер К.И. Бесков сказал о великом вратаре так: «Своими достижениями сборная СССР на 70% обязана Л.И. Яшину». А список этих достижений далеко не скромный: 1956 г. — победа на Олимпиаде, 1960 г. — победа на Чемпионате Европы, 1964 г. — серебряные медали Чемпионата Европы, 1966 г. — бронза Чемпионата мира.

Ни одному вратарю, в том числе и Яшину, не удавалось избежать ошибок в матчах. Но только Яшину удавалось проводить долгие серии игр с редким постоянством – ровно и надежно. А это и есть признак высочайшего класса.

Текст: Баграт Степанян, бывший вратарь ереванского «Арарата»

1Подробнее см. журнал «Футбол — хоккей», №23, 1971